Обществ. прогресс и проблемы аксиологич. измерения истории

У многих ученых складывается убеждение, что линейно-поступат. концепция обществ. прогресса устарела. Помимо того что она носит европоцентрист. характер, определяющим фактором развития общ-ва выступает развитие эконом. сферы, материал., индустриал. производства.

В этой парадигме применение все более совершенной техники и технологий должно приводить к устойчивому росту производител. труда, веществ. и иных благ, кот. составляют обществ. богатство, предназнач. для удовлетв-я растущих потребностей людей. Понимание западной, индустриальной, ц-ции как техногенной.

С переходом на постиндустр. стадию зап. об-во классич. капитализма претерпевает значит. изменения. Но оно сохраняет свой техноген. характер. В зап. обществе продолжают доминировать экономич., материал. интересы. На Западе живет 5-я часть населения планеты, использующ. 80% мировых природных богатств, вовлекаемых в хозяйств. оборот, для удовлетв. своих потребностей. Разрыв в уровнях развития между зап. миром и остальными странами постоянно растет и достигает 12–14 раз, а 5 самых богатых стран мира богаче пяти самых бедных в 70–80 раз.

Заметная часть населения Запада начинает руководств-ся неэкономич. мотивами в выборе спец-сти, конкрет. занятий, образа жизни в целом. Причины массового появления «постэкономич.» чел.а несомненно коренятся в достигнутом высоком уровне жизни и потребления. Гос-во всеобщего благоденствия, соц. Гос-во стало не просто идеологич. лозунгом, но и повседнев. реальностью. Но Запад стремится к постоян. повышению материал. благосостояния, уровня соц. благополучия только для себя.

Понимание обществ. прогресса д-но включать в себя в качестве безусловно высшей цели приоритет идеи выживания челов-ва. Угроза глобал. катастрофы, нависшая над ним, не оставляет альтернатив. решений. Неизменная же нацеленность зап. общ. на повышение материал. благополучия делает глобал. катастрофу, за что Запад постоянно подвергался растущей критике в мире. Это обстоят-во постоянно вызывает и на самом Западе кризисные явления в сфере духа, порождает критич. Лит-ру.

Зап. об-ву присущи как выдающ. достижения, так и глубокие противоречия и пороки. Но сам факт наличия в общ. постоянного стремления к критическому осмыслению основ существующ. строя, к созданию более совершен. общест. отношений выступает 1 из его постоян. и важнейш. движущих сил по пути собств. прогресса. Хотя уровень критичности в зап. мысли снизился в послед. 10-тия. Особо это видно в сравнении с 1950-1960 гг., когда с критикой зап. общ. за утрату дух. ценностей, за дегуманизацию челов.отношений выступили известные ученые: Т. Адорно, Э. Фромм, Хайдеггер, К. Ясперс и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: