Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-истор проца

1. Культура, с одн стор, есть рез-т предшествующей деятельности Ч (общ-а), но, с др стор, она выступает как одна из важн-х детерминант его истор развития. Ч, преодолевая видовую ограниченность и биологическую предопределенность, преобразует природу, создает «искусственный» мир, непосредственную социокультурную среду своего сущ-е.

3. История общ-а неразрывно связана с историей культуры. История культуры на сегшний день остается мало исследованной проблемой как на страноведческом, локальном и региональном уровне, так и на уровне всемирном. Истор проц трансформации культуры может быть объяснен через понятия традиция, преемственность, творчество, новация; циклизм культуры; взаимод и диалог культур.Абстрактно-теоретическая схема динамики культуры предпол рассмотрение разнонаправленных процов. С одн стор, люб культура существует и выполняет свою роль в обществе при условии преемственности культуры. Преемственность – это связь между истори периодами развития культуры, проц накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций. Основу традиции составляют нормы, поскольку ценностное С воплощается в нормах — стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности.

Разрушение культурной традиции в рез-те войн, революций, социальных потрясений чреват для общ-а разрушением механизма воспроизводства социальных связей и отношений, разрушением или патологической трансформацией общ-ной жизни. Преемственность может быть непрерывной (культура быта, народная культура, язык – самая прочная связь поколений) и прерывной (эпоха Возрождения восстановила античные традиции, Россия возвращается к православию после 70 лет доминирования атеизма).

С др стор, развитие культуры, предпол новаторство – приращение культурного богатства, проц культурного творчества. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стор культуры. В своем истор бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо воплощают их содержание в инструментально-практической форме. Вместе с изм-ем ценностной шкалы, выДвжм нов социальных идеалов, изменяются и нормы. Для современной Ф, в основном, характерны трактовки творчества либо как сугубо интеллектуального проца (Гуссерль) либо как экзистенциального ф-на, лежащего в основе свободы личности (экзистенциализм). Творчество признается процом, свободным от эгоизма, бескорыстным, раскрывающим связи Ч с человечеством и с Универсумом. 4. Проц развития культуры необходимо рассматривать на уровне конкретного взаимод культур. Идея одновременности сущ-е локальных культур вошла в культурное мышление не сразу, по мере преодоления европоцентристских тенденций в Ф истории и культуры, согласно кот общеевропейская культура мыслилась как мировая. В 19- 20 в.в. с развитием исследований местных культур развивается культурологический подход к истории. О. Шпенглер одним из первых показал циклический характер развития локальных культур как особых живых орг-мов, развил идею об их принциальной замкнутости друг по отношению к другу. А. Тойнби попытался выйти за рамки биологической метафоры Шпенглера и вводит понятие «Ц», которую сравнивал с циркулярной пилой. Пила, вращаясь, совершая круг возникновения, расцвета, гибели, все глубже врезается в древесину, ближе подходя к центру, высшим, единым для всех духовным ценностям. Купленная ценой страданий мудрость, переходит от одн Ц к др в проце взаимод (христианство, зародившись в Риме, было освоено варварами). Французский этнолог и культуролог Клод Леви-Стросс вводит в культурологию понятие «коалиции культур», доказывая, что важнейшие культурные завоевания были сделаны на «стыке» культур (Ф – Др. Греция, Индия, Китай; христианство – Др. Египет, Иудея, Европа). 5. Совр проц взаимод культур, под влиянием общемир тенденций к глобализации социума (в эк-ке, политике, науке и т.д.) противоречив и может быть рассмотрен через несколько моделей историко-культурного поведения: тибетскую (устойчивый синтез культурных традиций – Тибет как синтез индийской и китайской культур, Византия – как синтез культур Востока и Запада), яванскую(излишняя пластичность и ассимиляция в более мощной культурной традиции), японскую (подвижный творческий синтез разл культур). Рез-том развития культуры является ее внутреннее разнообразие. В современной культуре можно выделить западную и восточную; материальную и духовную; национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную, молодежную и взрослую и др подс-мы культуры. Понятия субкультуры и контркультуры отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процов. В связи с различием сфер мат-го и дух производства, соотношением мат и духовных начал в них, выделяют две осн сферы сущ-е и развития культуры – материальную и духовную. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений мат-го мира, с изменениями физической прир Ч. Сюда относятся, прежде всего, материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, мат средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих проц производства. Т. о., под материальной культурой пон-ся многообразие проводимых Чом предметов, а также природные вещи, явления, измененные в рез-те воздействия Ч. Дух культура представляет собой сов-ть духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил Ч, его сп-бностей и потребностей, проявляющихся в разл общественных отношениях. К духовной культуре относится вся сов-ть продуктов духовной и интеллектуальной деятельности Ч, не имеющих предметного, вещного характера (нравы, обычаи, мифы, концепции, теории и т.п.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает оч сложно, т.к. в "чистом" виде они просто не существуют.

Элитарная и массовая культуры – своего рода разл полюсы люб локальной культуры. Элитарная культура или высокая — это культура, рассчитанная на "избранных". Данное понятие стало широко использоваться в ХХ в. в связи с широким распространением ее противоположности — массовой (низкой) культуры, охватывает все слои населения. Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов или др продуктов культуры, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию массовой ("профанной") культуре. В отличие от присущих люб типам культуры сообществ и носителей сакрального (священного) или эзотерического знания, элитарная культура ХХ века представляет собой сферу производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимод с разли формами массовой, локальной и др типов культуры. В то же время, для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщ-во), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности. Образцы элитарной культуры предполагают в проце своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принциальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и героев массовой культуры.

Понятие массовой культуры обобщенно выражает состояние западной культуры с середины ХХ в., для кот было характерно широкое развитие средств массовой коммуникации — радио, кино, телевидения, газет, журналов и т.п.; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; повышение уровня образованности масс населения; увеличение времени досуга и затрат на него. В рез-те культура преобразовывается в отрасль эк-ки, превращается в "массовую" культуру, охватывая и подчиняя через систему массовой коммуникации и механизмы "моды" в разн сферах подавляющее большинство членов общ-а. Серийная продукция массовой культуры ориентирована на подС, иногда инстинкты (жажда обладания, насилия, чувство собственности, культ секса, насилия, успеха), отличается установкой на развлекательность, сентиментальность, забавность.

В то же время массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций. Прежде всего, массовая культура в совр обществе фактически занимает место "наивной" народн культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные двж и желания коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифолог псевдообъяснения. Во-вторых, абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапевта, "великого утешителя". В-третьих, разнообр тексты массовой культуры (включая СМИ) выполняют роль регулятора общественных настроений и средства соц программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения. И, наконец, массовая культура (к примеру, "дамские" романы и "бытовые" телесериалы) служит в совр мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

6. Выделяют также такие разновидности культуры, как многобразн субкультуры (локальные культуры).

Субкультура (т.е. "под-культура") — понятие, характеризующее культуру группы или класса, кот отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Можно выделить т.н. маргинальную культуру, которую представляют индивиды, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрированы. Это деревенские жители в городе, иммигранты, заключенные в тюрьмах, бомжи и пр.

В обществе складываются контркультуры, главный объединительный признак кот – неприятие господствующей культуры.

Соврем культурология и Ф (постмодернизм) исследуют кризисные процы в культуре, кот выражаются:

- в вульгаризации культуры – господстве массовой культуры, деперсонализации личности, стандартизации мышления и поведения Ч;

-кризис культуры выражается в несп-бности совр Ч эффективно адаптироваться к новым формам реальности (новой технической среде, информационному разнообразию, урбанизированному миру, скоростям социальных реформ);

- в замене импульса к творчеству на страсть к потребительству.

Между формами и слоями культуры существует взаимод. Перспективы развития современной культуры – в разностороннем диалоге культур, в разв кросскультурных взаимодействий.

Традиции и новации в истор динамике культуры обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. В современной философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, кот путем пространственно-временной трансляции аккумулируется и воспроизводится в разл коллективах. Она пред собиерархически упорядоченную сов-ть семантических констант, социкультурных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагментацию и интеграцию смысла. В содержательной проекции традиция – это сов-ть социально признанных стандартов поведения и деятельности людей, являющихся исторически устойчивыми элементами культурного наследия. С функциональной точки зрения традиция определяется как формальный алгоритм связи между исторически разли срезами культуры, обусловливающий неизменность воспроизведения доминирующей с-мы ценностей в нов культурно-истор условиях жизни общ-а. Она является особым типом отношений между последовательными стадиями развивающейся соц с-мы, при кот на новом уровне бытия этой с-мы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики ее предшествующего уровня. Традиция обеспечивает единство социально-истор опыта народа, связывая в нерасторжимое целое его прошлое, наст и будущее. Поскольку традиция воспроизводит предшествующие характеристики общ-а в нов истор условиях, она должна допускать возм-ть модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить адаптацию последнего к требованиям времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики – только одна сторона истор развития культуры. Др стороной диалектически единого проца культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно нов эл-в культуры.Истор динамика культуры рассм-тся как постоянный проц преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование нов, проц, кот выступает в качестве стержня соц самоорг-и. При эт традиции и новации оказываются взаимно обусловленными частями единого проца культурной жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: