1. Под дух жизнью общ-а понимают область бытия внеиндивидуального дух, в кот в объективированной форме представлены рез-ты духовной деятельности личности.
Противоречие между всеобщностью внеиндивидуального духа и конкретностью субъекта-носителя духа (Ч) является центральным в филос осмыслении проблемы. В рамках классической традиции анализ ф-на общественного сознания осуществлялся через понятия «дух», «разум», «идеальное начало», «абсолютная идея» и др., в кот выделено логическое, интеллектуальное, всеобщее, всечел в бытии дух.
В античной Ф одну из самых фундаментальных попыток решения проблемы предпринял Платон. В его Ф бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в систематизированную и иерархизированную ст-ру, кот «держит» мир, составляет его основу. Анализ этого идеального мира: поиск путей определения понятий, сп-б их разделения и соподчинения, сопоставимости с материальным миром, средств их «умозрения» - непреходящая заслуга Платоновской объективно-идеалистической Ф.
В Средневековье «линия» Платона получила развитие: патристика и схоластика разрабатывали логическую ст-ру мышления. Всеобщность дух мира общ-а связывалась с тотальностью бога как дух начала.
В Ф Нового времени авторитет божественного разума заменил авторитет разума чел: «Разум правит миром», упорядочивая прежде всего общественный порядок. Вопр о генезисе всечел Разума не возникал. Этот вопр был поставлен в немецкой классической Ф: Кант проанализировал возм-ти чел разума как трансцендентального (всеобщего) начала в реальном Че, Гегель показал его диалектическую противоречивость и историко-культурную эв-цию.
До сер 19 в. вопр о прир, происхождении чел разума и движущих причинах его эв-ции решался в рамках филос идеализма, Маркс сделал это с материалистических позиций, основав неклассическую традицию. Маркс выдвигает понятие «общественное С» и «общественное бытие». Смысловым стержнем его концепции материалистического понимания истории была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, кот позволила объяснить появление чел разума и его изменения. Однако рационалистическая трактовка общечел дух начала как основа абсолютизации чел разума была скомпрометирована соц практикой, неуправляемой историей 20 в. В рамках неклассической Ф культивируется иррационализм, склонность к психологическим (психоанализ) и натуралистическим (философская антропология, социобиология) трактовкам.
С позиций деятельностной парадигмы истоки проблемы духовной жизни общ-а коренятся в двойственной материально-духовной прир самого Ч. Дух сторона бытия Ч возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира и средство адаптации к нему и ориентации в реальности. Всеобщая основа чел мышления укоренена в предметной деятельности Ч, кот имеет общественно-истор природу. Мышление формируется в рез-те переноса внешнепредметных действий во внутр идеальный план (деятельность «распредмечивается»), оно оперирует идеальными заменителями конкр предметов – знаками, символами, образами. Раз возникнув и доказав практическую значимость, продукты духовной деятельности, в свою оч-дь, материализуются («опредмечиваются») в тексты, знаки, символы, правила, изображения. Идеальное содержание мышления объективируется, образует «сверхприродную» реальность, обособляется от индивида и выступает по отношению к нему и к поколениям людей как объективное, независимое от сознания начало жизни людей, при эт неотделимое от них. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, знания, оценки cтановятся мыслительными формами, приобщение к кот и составляет суть проца социализации Ч, т.е. усвоения им осн норм культуры.
Наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений – эстетических, религиозных, нравственных, политических и др. В эпоху антич познавательное, нравственное, эстетическое существовали в теснейшем единстве, о чем свидетельствует принц «калокагатии» - единства истины, добра и красоты. Однако в последующей истории культуры происходила специализация духовной деятельности и дифференциация мира чел духа. Математика, естественные науки стали выполнять только познавательную деятельность, искусство – эстетическую и т.д. Специализация и дифференциация духовной жизни по формам, уровням и состояниям позволили, с одн стор, всем видам духовной деятельности свободно и динамично развиваться, но, с др стор, одновременно привели к возникновению опасных проблем, напр, освобождению от нравственных начал науки, права, политики, отрыву духовных переживаний от идеологической интерпретации разл социальных явлений, превращение духовной деятельности в элитарную деятельность и др.
В рамках современной Ф выделяют несколько типов структурирования дух мира совр общ-а: выделяют такие состояния духовной жизни, как общественное С и коллективное бессознательное; уровни общественного сознания – теоретический и эмпирический; общественную психологию и общественную идеологию; формы общественного сознания – политика, право, наука, искусство, мораль, Ф, религия.
Выделение духовной деятельности в особый вид сп-бствовали ее профессионализации, возникновению дух производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общ-ной форме, осуществляемое специализированными группами людей. Особенностями дух производства являются всеобщность (данный труд осуществляется в кооперации со всеми предшествующими поколениями, усилия одного становятся достоянием всех), принциальная неустранимость непосредственного производителя дух продукта от рез-та (в материальном производстве исторически возникает проц отчуждения производителя от средств труда, рез-тов труда, труд Ч заменяется техническими присп-блениями), дух производство – творчество индивидульности, в отличие от мат-го производства, кот развивается засчет применения нов средств труда и освоения сил прир. В эт – основное противоречие дух производства – средства дух труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально. Дух деятельность самоценна, поскольку обладает значимостью нередко безотносительно к рез-ту (любовь, разл увлечения людей, вера, игры и т.д.) Дух деятельность относительно самодостаточна (Поппер охарактеризовал реальность созданных людьми духовных продуктов в качестве особой самостоятельной реальности). 2. Мораль и нравственность как формы культуры. Мораль – это система норм, правил, оценок, кот регулируют поведение и общение людей. Она обеспечивает корреляцию интересов индивида и общ-а. Выделяют несколько осн версий происхождения морали: естественноистор, религиозную, априорно-ценностную. Характерными чертами морали является ее всепроникающий и всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность. Кроме того, мораль является сферой свободного выбора Ч, сферой его самоопределения.
Мораль возникает как рез-т трансформации родоплеменных обычаев и традиций. Разрыв родоплеменных связей и обособление индивидов вызвали к жизни новые культурные программы регуляции поведения, общения людей – морально-нравственные нормы и образцы поведения. В отличие от обычаев и традиций они имеют общечел содержание, являются универсальными. В ст-ру морали входят моральные нормы(“не убий”, “ не прелюбодействуй”), кот обеспечивают устойчивое поведение Ч в стандартных жизненных ситуациях. В качестве эл-в морали выступают моральные ценности (добро и зло, любовь, честность). Моральные принцы (коллективизм, индивидуализм), механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть). Ст-ра морали и ее содержание исторически меняются. Мораль возникает как рез-т трансформации родоплеменных обычаев и традиций. Разрыв родоплеменных связей и обособление индивидов вызвали к жизни новые культурные программы регуляции поведения, общения людей – морально-нравственные нормы и образцы поведения.
Мораль – саморегулирующаяся система культурных программ. В условиях соц, эк, политического кризиса усиливается морально-нравственная рефлексия. Она направляется на сохранение фундамента культуры – единства общ-а и личности. Социальные функции морали – оценочная, императивная, познавательная, воспитательная, прогностическая, коммуникативная.
3. Мир искусства и специф эстетического отношения Ч к действительности.
Искусство принадлежит к числу древнейших форм освоения действительности. Основу его составляет эстетическое отношение Ч к миру (от греч.ESTETRICOS – чувствующий, чувственный). Это отношение выражено в таких катх и оценках, как “ красивое”, “возвышенное”, “ трагическое”, “ безобразное”, уродливое”, “гармоничное”, и др.
Первоначально эстетическое отношение имело адаптационно-присп-бительный и утилитарно-прикладной характер. До сих пор эстетическое отношение и деятельность имеют универсальный характер, пронизывают труд, быт, отдых и т.д. По мере истор, соц, культурного развития эстетическое отношение Ч к миру оформляется в такой соц ф-н, как искусство. В искусстве эстетическое обособляется от др социальных отношений.
Искусство, как термин, имеет два значения: в широком смысле искусство – высший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, кот ориентирована на создание художественных произведений. Сфера художественного творчества исторически складывается в особую подсистему культуры, художественную культуру, кот обретает имманентные законы развития, становится относительно обособленной сферой.
Анализ проца изменения сферы искусства позволяет выявить несколько моделей трансформации, кот различаются сп-бом включения нов эл-в (художественных произведений) в сферу устоявшегося художественного опыта, традиций.
Классическая модель искусства – XYIII-XIX в.в. – опиралась на нормативный характер связи между элементами художественного опыта (соответствие соответствующему стилю, школе и т.д.).Искусство XX в. меняется в соответствии с др моделью: между элементами художественного опыта преобладают коммуникативные связи. Искусство все в большей степени становится сложной системой дискурсов (систем знаков): классических, модернистских и постмодернистских; музыкальных, пластических, изобразительных и др.; народных и профессиональных, массовых и элитарных, демократических и тоталитарных.
Искусство – сфера культуры, ориентированная, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу Ч. Художественные идеалы воплощают высшие социальные ценности. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в сов-ти со специфическим арсеналом средств и сп-бов искусства обеспечивают необыкновенную силу воздействия на Ч, его чувства, идейно-ценностный строй личности. Искусство, как сфера культуры, выполняет задачу культурного самоопределения личности, социальных общностей; транслирует художественный опыт поколений, воспроизводит организацию эстетического отношения Ч к миру.
4. Религия как форма духовности.
Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия (от лат. religare – связь, связывать) – сов-ть взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности; центром их является вера в сущ-е сверхъестественного существа – бога (или богов).
Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления Ч обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует цел ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, кот выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Ф. Ницше и др.
Религия, как и мифологическое С, обладает образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере Ч. Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный (священный) и профанический (собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный. Конституирование Бога в качестве Абсолюта дало ценностную точку отсчета для формулировки осн этич норм, ценностей, в виде декалога в христианстве, осн заповедей мусульманства, восьмеричного пути совершенствования в буддизме.
Религия – форма дух опыта, кот опирается на фантазию, интуицию Ч; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль сп-бствуют орг-и внутреннего дух мира Ч.
В Ф религии и религиоведении выделяют следующие этапы истор эв-ции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное С, культы и орг-и. Религиозное С делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это сов-ть всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два осн вида культовой связи с богом: магический и умилоствительный культ. Церковь (от греч.- божий дом) – тип религиозной орг-и, возникший исторически как механизм орг-и связей религиозных объединений как со светскими орг-ями, так и отношений внутри этих объединений.
Культура и дух жизнь общ-а. Наряду с понятием культуры, наиболее сложным и неопределенным концептом философии является понятие дух. Дух – термин, означающий нематериальное начало. Интеллектуальная трактовка дух в европейской философии отождествляла его с разумом, мышлением, знанием, а также с идеальной субстанцией, источником и основанием, законом и рационально организованной ст-рой мироздания. В современной философии духовность пон-ся как особая сп-бность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. Духовность связана с потребностью Ч в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, сп-бностью к самопожертвованию ради спасения жизни др людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов. В марксистской философии появил термин «дух производство», под кот понимают сложившуюся в определенном обществе систему производства, воспроизводства и распространения знаний, духовно-нравственных и художественных ценностей, а также проц формирования общественного сознания, воспитания и образования личности. Рез-том дух производства выступают разл формы общественного сознания – наука, философия, религия, мораль, искусство, а также право и политика. Т. о., даже краткий экскурс в проблематику философии культуры показывает, что культура является особым измерением чел бытия, безграничным универсумом смысла, сферой объективации чел духа, а также органичным единством мат-го и идеального. Соврем философия и науки о культуре последовательно раскрывают в ней предметно-содержательную и структурно-функциональную проекции; исследуют ее с точки зрения генезиса и истор динамики; экзистенциальной глубины и объективированных институциональных форм, внутр спонтанности и соц обусловленности; выявляют универсальные сущностные характеристики культуры и описывают специф разл, несводимых друг к другу локальных культур и культурно-истор типов. Все эти задачи решаются в плюралистическом пространстве совр знания, средствами разл, конкурирующих и дополняющих друг друга, философских традиций и парадигм.