| Тип | Период | Основные представители, школы | Особенности |
| Философия Древнего Китая Философия Индии | VII-VI вв. до н.э | Даосизм (Лао-цзы), конфуцианство (Конфуций) Буддизм | религиозность,спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие. |
| Античная философия (философия Древней Греции и Рима) | VI-III вв. до н.э | Ранний этап – досократический (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит) Классический период (Сократ, Платон, Аристотель) Эллинестический период (неоплатонизм, школа перипатетиков, эпикуризм, киннизм, стоицизм (Зенон), скептицизм(Пиррон) | поиск первоосновы · космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; · онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой стала проблема бытия; · теоретико-познавательный и жизненный оптимизм. |
| Средневековая философия: Христианская философия Иудейская философия Арабская философия | II-XIV вв. | Христианская философия: - Патристика (Тертуллион, Августин Блаженный) - Схоластика(Фома Аквинский) | - теоцентрический характер - слепая вера - вера выше разума - борьба номинализма и реализма |
| Эпоха Возрождения | XIV-XV вв. | - Натурфилософия (Н.Кузанский, Н.Коперник, Д. Бруно, Галилео Галилей) - Социально-политические учения (Макиавелли, Э. Роттердамский, Т.Мор) | -антропоцентрический характер - развитие науки - гуманизм |
| Философия Нового времени | XVI-XVIII вв | -Эмпиризм (Ф.Бекон, Д. Юм, Дж. Беркли) -Рационализм (Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц) -Сенсуализм (Дж. Локк, Г. Гоббс) | - борьба эмпиризма, рационализма и сенсуализма |
| Философия эпохи Просвещения | 18 век | Вольтер, Руссо, -франц. материализм(Ламерти, Дидро, Гольбах) | - научный прогресс -все представители из разных сословий |
| Немецко-классическая философия. | С 80х 18 века до начала 19 | Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах | 1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история. 3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей. |
| Марксистская философия | 19 век | Энгельс, Маркс(диалектический материализм) | -промышленная революция в ряде стран -возникла как теория классовой борьбы -идеи немецкой философии |
| Постклассическая философия | 19-нач. 20 вв. | Шопенгауэр, Коген, Конт, Гуссерель, Дьюи, | -стремление рассмотреть мир в единстве -на доминирующие позиции в культуре выдвигается наука. -сциентизм, антисциентизм, коммунологические тенденции |