Материалистическая философия Ломоносова

Ломоносов Михаил Васильевич (1711—65) — рус. ученый-энциклопедист, основоположник материалистической философии в России. От Ломоносова идет материалистическая традиция рус. философии. Будучи материалистом, Л. боролся со спекулятивными воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Идеалистическим теориям он противопоставлял идею естественного происхождения тел природы. В работе «О слоях земных» (1763) он выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. «Оным умникам и легко быть философами, — пишет он, выучась наизусть три слова: «Бог так сотворил» — и сие дая в ответ вместо всех причин». Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Л. не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения, к-рый он сформулировал в письме к Эйлеру от 5 июля 1748 (Сохранения энергии закон), Л. решительно выступал против антинаучных взглядов, господствовавших в естествознании 18 в. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Л. к догадке о том, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи. Осн. свойствами материи, по Л., являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость в механическое движение. Л. считал «первотолчок» одной из причин развития природы, следуя и здесь трактовке механистического материализма. В гносеологии Л. стоял на материалистических позициях.
Считая источником познания воздействие внешнего мира и«органы чувств, он выступал против теории «врожденных идей» и учения о «вторичных качествах». Отводя в познании большое место опыту, Л. в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Л. был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т. д. Велики заслуги Л. в развития геологического и географического изучения России, в постановке горнометаллургического и фарфорового дела. Являясь основателем Московского ун-та (1755), Л. подготовил плеяду рус. ученых, способствовавших развитию естествознания и материалистической философии в России. В понимании общественных явлений Л. занимал просветительскую т. зр., считая, что улучшить жизнь об-ва можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов. Одной из причин темноты народных масс Л. считал невежество попов. В борьбе с духовенством он стоял ва рационалистических позициях, склоняясь к деизму. Поэтические в исторические работы Л, пронизаны патриотизмом. В работе «Древняя Российская история» (изд. 1766) он опровергал фальсификацию иностранными историками самобытного характера рус. народа.

25. Философские взгляды Юркевича, Лесевича, Челпанова. Юркевич Памфил Данилович (1827—74)—рус. философ-идеалист, богослов. Проф. Киевской духовной
академии (с 1851) и Московского ун-та (с 1861). Получил известность статьей «Из науки о человеческой духе» (1860). В ней он пытался опровергнуть работы Чернышевского об антропологическом принципе в философии и заслужил этим похвалу и признание реакционных сил, боровшихся против материализма революционных демократов. Ю. отвергал материалистическое истолкование психической жизни человека, противопоставлял ему христианское понимание единства души и тела. Человек, по его мнению, познается двояко: тело познается внешними чувствами, а душевные явления — внутренним чувством, верой. Наука не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни, т. к. она не обладает для этого средствами познания. Полную несостоятельность религиозного идеализма Ю. показал Чернышевский в статье «Полемические красоты» (1861). Работы Сеченова (особенно «Рефлексы головного мозга», 1863), положившие начало научному исследованию психики, с психологической т. зр. опровергли религиозные представления Ю. о душе.

Лесевич Владимир Викторович (1837—1905) — рус. философ-позитивист. В. И. Ленин назвал его первым и крупнейшим русским эмпириокритиком (см. т. 14, с. 44). До 1877 был сторонником Копта («Очерк развития идем прогресса», 1868), затем перешел на позиции «новокритической немецкой школы» (К. Геринг, А. Риль, Авенариус, И. Петцольд и др.), считая ее высшей стадией позитивизма. Эта школа, по Л., дополнила философию Конта разработанной теорией познания, построенной на основе т. наз. «чистого опыта». Отрицая за философией роль мировоззрения, Л. полагает, что ее задачей является лишь «объединение» понятий, вырабатываемых частными науками. Общественную жизнь объяснял с идеалистических позиций (Субъективный метод в социологии). Осн. работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философия» (1876), «Письма о научной философии» (1878), «Что такое научная философия» (1890).

Челпанов Георгий Иванович 1(1862—1936) —рус. психолог и философ-идеалист, логик; проф. психологии и философии в Киевском (1892-1906) и Московском (1907—
4923) ун-тах. Основатель Московского психологического ин-та ('1912). В философии был близок к неокантианству и позитивизму, «Мозг и душа»<1900) и др. работы Ч. содержат критику материализма. В психологии развивал теорию «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму Вундта. Занимаясь гл. обр. экспериментальной психологией, Ч. разрабатывал ее с глубоко ошибочных методологических позиций признание самонаблюдения единственным источником познания психических явлений, отведение эксперименту вспомогательной роли я т. п.). После Октябрьской революции Ч. выступал против внедрения марксизма в советскую психологию. Реакционность позиции Ч. была вскрыта марксистской критикой в 1923—25. Ч.—автор учебников по логике и психологии. Соч.: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (2 чч., 1896—1904), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) и др.





Подборка статей по вашей теме: