Гегель пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода. в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором её явл-ся противоречие. Гегель отождествляет «чистое понятие» с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у Гегеля с диалектикой, а последнее мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа, Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции - субъекта Всякое развитие протекает, согл. Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общ-ва и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.