И.Кант – основатель немецкой классической философии

Родоначальник немецкого идеализма Кант, осуществляет переворот в философии, рассматривая познание как дея­тельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не хар-ер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструи­рующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта не для тог, что бы скрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деят-ти, установ-/ ление законов человеческого разума. Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим. Деят-ть субъекта впервые выступает как основание, а предмет исследования - как следствие: в этом состоит «коперниканский» переворот философии, осуществленный Кантом. Философское открытие Канта со­стоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деят-ти по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. Кант заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой как-бы два разных ствола в челове­ческом знании А отсюда следует, что научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов -чувственности и рассудка. Ощущение без понятий слепы, а понятия без ощущений - пусты, говорит Кант. Кант пере­сматривает прежние представления о человеческой чувственности.

Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение - это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые с самого нача­ла, как бы «укладываются» эти ощущения, с помощью которых ощущения как бы упорядочиваются. Эти формы - пространство и время Пространство - это априорная форма внешнего чувства, тогда как время - априорная форма чувства внутреннего.

Кантовское понимание процесса познания можно представить себе следующим образом. Нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Эти последние упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания - пространства и времени; располагаясь как бы рядом друг с другом в пространстве и времени, ощу­щения составляют предмет восприятия.

Рассудок по Канту всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закон­чить этот ряд некоторым последним - безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного. Безусловное предлагает нам разум в виде идей.

Свобода по Канту есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, т. е нравственному закону. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только существующее есть, по Канту, вещь сама по себе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: