Рабовладельческое производство

Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Необходимость деления индивидов на массу, занятую простым физическим трудом, и немно­гих привилегированных, которые руководят работами, зани­маются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой, вызвана слабым развитием сущностных сил человека, присвоением сил природы, по существу равных физическим возмож­ностям человека. Это обусловило создание орудий труда, почти не отличающихся от производительной силы человека: они практически оставались «орудиями человеческого организма». С ростом избыточ­ности возникает частный труд, который становится основой как рабовладельческой частной собственности, так и частной собствен­ности свободного общинника, живущего за счет собственного труда.

Более существенный рост сущностных сил человека происходит с момента освоения им железа, которое дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов. Оно сделало также возможным земледелие на более крупных площадях, способствовало развитию ремесел. В эпоху железного меча, плуга и топора произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Рабство, имевшее ранее споради­ческий характер, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы из простых подручных постепенно превращаются в основную рабочую силу мастерских и полей. Богатство растет быстро, но как богатство отдельных лиц. Наряду с разделением на богатых и бедных зарождается особый класс – купцов, не принимающий никакого участия в производстве, а вместе с ним появляются металлические деньги и новое средство господства непроизводителя над производителем и его трудом.

Вместе с тем благодаря разделению труда совершенствуется и производитель, и его продукт. Это обусловлено преимущественно натуральным характером производства, заинтересованностью рабовла­дельцев в силу обилия и дешевизны рабского труда в потребительной стоимости. Высокие требования к качеству изделий повышали требования к самим производителям (их навыкам, умениям, знаниям), в том числе и рабам, но сдерживали развитие орудий труда. Консервативность технического базиса вытекла из природы рабского труда и объяснялась прежде всего тем, что затраты, необходимые для совершенствования орудий труда, были бы гораздо выше затрат, идущих на содержание большого количества рабов. Кроме того, разделение труда на материальный и духовный, осуществляемое в форме рабства, породило презрение к производительному труду, как делу, недостойному свободного человека. Духовное производство в целом, ее ядро – философия остались по существу равнодушными ко все возрастающей силе труда, способного дать ключ к тайнам жизни. Настойчивый интерес к познанию мира и места в нем человека, бурное развитие точного знания, архитектуры, строительства, изобрази­тельного, прикладного искусства – все это было почти полностью отвлечено от потребностей материального труда и его главного субъекта – раба. Поэтому пытливый ум в этот исторический период, когда голова обособилась от рук, мысль – от материального производства, не был нацелен на совершенствование орудий труда и самого труда. Базисом собственности первоначально служил город (полис), а ее объектом были рабы и земля. Преобладающая форма собственности на рабов – частная, на землю – также частная, но опосредованная вначале принадлежностью к общине. Маркс отмечал, что экономической основой классического рабовладельческого общества в наиболее цветущую пору его существования, когда рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени, было мелкое крестьянское хозяйство и независимое ремесленное производство. Но вершины развития рабовладельческая формация достигла в рамках больших держав: империи в Китае (династии Цинь и Хань в III в. до н.э.). Римской империи (с I в. до н.э.), где рабский труд стал господствующим, а рабы составляли большинство населения. С образованием империй расширяется и упрочивается торговля, ростовщичество, частная собственность на землю (ставшую товаром, который продают и закладывают), усили­вается концентрация и централизация богатств (вещественного, вклю­чающего рабов; денежного и земельного) в руках немногочисленного класса, и в то же время растет обнищание основной массы свободных: ремесленников и земледельцев, резко усиливается эксплуатация рабов.

Если первобытное производство совершенствовало в человеке прежде всего способность к труду вообще, то рабовладельческое посредством разделения труда и собственности закрепляло отдельные функции этой способности за определенным классом, кастами. Относительно простая техника требовала от работника универсальных навыков и знаний, но их развитие сдерживалось насильственной специализацией и повторением процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании.

Начиная с рабства социальный прогресс осуществляется посредством «расщепления» человеческой сущности и в конечном счете несвободного развития большей части индивидов. Способ существования за счет большинства заключается в том, что действи­тельное существование индивидов как единства их способ­ностей и потребностей разделяется и уродуется: на одном полюсе – большинст­во, для которых главным является способность производить, на другом – меньшинство, главной целью которого становится удовлетворение собственных потребностей за счет других. В истории человечества рабство – это самая грубая, варварская форма эксплуатации человека, низводящая его до «живого орудия». С развитием производительных сил рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда, как земледельческого, так и ремесленного, требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: