Эта форма производства возникает из разложения не только рабовладельческого производства, но и первобытного у варваров, завоевавших государства античного или азиатского типа. Под влиянием более развитых обществ ускоряется распад родовых связей, усиливается социальное расслоение, формируются различные сословия. По сравнению с предшествующими формами производства феодальное производство открывает больший простор для развития индивидов, материальной и духовной культуры. Этому способствует дальнейшая специализация частного труда, обусловленная обособлением ремесла от земледелия, и вместе с тем некоторый возврат к целостному, универсальному труду, ибо крестьянин и ремесленник, производя законченный продукт, выполняли все многообразие связанных с ним видов труда, а также индивидуальная частная собственность. Основа феодального производства – ремесленный труд с корпоративной собственностью цехов и земледелие с общинной собственностью, которая существует ради общих целей и используется каждым мелким собственником как таковым. Однако на начальной стадии феодального общества производительные силы отличались большей, чем при рабстве, примитивностью.
Экономический подъем в Западной Европе начинается с ХI в. замена человеческой энергии силами природы (ветра, воды и т.д.), появление новых орудий труда привели к изменению отношений между антагонистическими классами: внеэкономическое принуждение (личная зависимость) из главенствующей формы превратилось в своеобразный механизм обеспечения экономического принуждения. Труд крестьянина «на себя» (на своем наделе) был условием и способом удовлетворения потребностей феодала. Однако, имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежал себе и развивался как относительно свободное существо. Он мог увеличить, благодаря устойчивому разделению труда на необходимый и прибавочный, производительность труда сверх традиционной нормы. Поэтому при феодализме у непосредственных производителей существовала более прямая взаимосвязь способностей и потребностей, чем при рабстве. Конечно, соответствие способностей и потребностей оставалось ограниченным рамками эксплуататорского общества.
Ручной труд и мелкая частная собственность делали возможным воспроизводство индивида, тождественного либо общине, либо сословию. Однако по сравнению с рабством крепостная зависимость значительно расширила индивидуальность крестьянина и ремесленника. В наибольшей мере развитие личности в этот период происходило в городах. Каждый ремесленник выполнял все относящиеся к его профессии операции традиционным способом при помощи орудия труда, переходящего иногда в течение тысячелетий от одного поколения к другому, и в основном самостоятельно: цеховые законы строго ограничивали число подмастерьев у мастера. Цеховая организация труда исключала возможность появления нового разделения труда – внутри мастерской, это связано с сущностью ручного труда, свойственной ему слитностью, сращенностью объективных и субъективных условий труда.
Рост производительности ремесленного труда в значительной мере был обусловлен виртуозностью и профессиональными умениями, заинтересованностью в приобретении знаний, ибо труд при цеховой или кастовой системе считался в известной мере деятельностью по призванию. Развитие общей способности к труду у ремесленников обеспечивалось формированием разнообразных способностей в обязательный для них период ученичества. По известной оценке К.Маркса, труд ремесленника был наполовину искусством, наполовину самоцелью. Сочетание в труде замысла, исполнения и управления обусловило развитие его творческих потенций.
С дальнейшим ростом сущностных сил промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия, алкоголь) и физических (очки, которые, позволили сконструировать новые инструменты) фактов. Однако их функционирование целиком зависело от моторных, сенсорных, интеллектуальных возможностей человека, который весь вовлекался в процесс труда. Такому уровню развития сущностных сил человека соответствует развитый ручной труд, обязанный своим существованием личной силе, личному искусству, точности глаза, виртуозности рук. Ручной труд вообще достигает наивысшего развития в ремесленном труде при феодализме. Земледельческий труд также становится здесь более производительным. Индивидуальная собственность в феодальной общине развита выше, чем в предшествующих ей общинах (азиатской и античной). Каждый отдельный дом превращается в самостоятельный центр производства. Однако феодальное производство, как и рабовладельческое, направлено против производящего класса. По своей сущности разделение труда между ремеслом и земледелием представляет «наибольшее разделение материального и духовного труда», ибо оно в наиболее резкой форме выражает подчинение индивида определенной, навязанной ему деятельности, которое «одного превращает в ограниченное городское животное, а другого – в ограниченное деревенское животное» (Энгельс). Феодальное производство стерло с лица земли древнюю цивилизацию, философию, политику, право; образование приняло преимущественно богословский характер. Наряду с усилившимся антагонизмом между физическим и умственным трудом развивался антагонизм в сфере сознания: между зарождающейся наукой и религией. Схоластика сковывала мысль, невежество и аскетизм были возведены в критерий нравственности и прославлялись искусством. Интеллектуальная жизнь в целом развивалась в направлении, чуждом материальному производству. Духовенство монополизирует идеологическую жизнь общества, контролирует все отрасли духовного производства, подчиняя его интересам церкви и господствующего класса, частью которого оно является. Возникнув на первоначальной ступени человеческой истории в качестве средств защиты от «таинственных» сил природы, перед которыми человек был бессилен, религия в феодальном обществе выступает как духовная опора мира, построенного на социальном неравенстве и гнете, как один из важнейших инструментов утверждения в обществе идей господствующего класса. Поэтому в фантастических образах она все в большей мере стремится отразить таинственные силы истории, человеческой природы.
Натуральное производство, ориентированное на потребительную стоимость и слабую обособленность индивидов от образуемого ими коллектива, соответствует «принципиально ограниченному развитию производительных сил» (Маркс). Все его формы «покоятся на незрелости индивидуального человека», личности. По мере развития торговли, роскоши, денег, меновой стоимости феодальное производство, как и предшествующие ему первобытное и рабовладельческое, приходит в упадок. Переход к новому типу производства, покоящемуся на наемном труде и капитале, предполагает полную «революцию в развитии материального производства».[68]
Таким образом, натуральное производство существует до тех пор, пока не исчерпываются все возможности, заложенные в ручном труде. Последний «приобретает адекватную классическую форму лишь там, где работник является свободным частным собственником своих, им самим применяемых условий труда, где крестьянин обладает полем, которое он возделывает, ремесленник – инструментами, которыми он владеет как виртуоз».[69] На известной ступени развития ручной труд создает средства для своего уничтожения – разделение ремесленного труда на отдельные операции и их кооперацию. Предпосылки перехода к более высокой форме производства – капиталистическому товарному производству – подготавливаются развитием как натурального производства в его исторической форме, так и зачатков товарного производства.
Натуральное производство ни в одну историческую эпоху не было всеохватывающим. С момента формирования первобытного общества в нем появляются элементы обмена, т.е. товарного производства. Развитие ремесленного труда также никогда полностью не охватывалось натуральным производством. Это раздвоение труда на труд вообще и историческую форму труда существует потому, что универсальная природа человека потенциально всегда богаче тех исторических форм, в которые она отливается. Примат родового над индивидуальным (особенным и единичным), общественного, коллективного труда над частным означает, что родовая человеческая сущность, труд вообще никогда не охватываются полностью той или иной исторической формой: всегда остается «ядро», которое сохраняется и развивается согласно своей «логике», всегда остается потенциально богаче особенного и потому не подвергается в классовом обществе «расщеплению» и деформации, хотя сковывается, ограничивается в своем развитии этим «классовым особенным». Переход к новой форме производства есть результат взаимодействия родовой человеческой сущности, труда вообще и их исторической формы. Этот переход представляет собой длительный и многоступенчатый процесс перерастания низшей исторической формы труда в высшую, более сложную, полнее выражающую родовую и индивидуальную сущность человека, которая сама претерпевает при этом дальнейшее развитие в соответствии со своей «логикой». Механизм перерастания ручного труда в машинный раскрыт в «Капитале» Маркса.