Обсуждение перспектив развития России вылива-
ется в философскую дискуссию между западниками
и славянофилами (А. С. Хомяковым, И. В. Кире-
евским, К. С. и И. С. Аксаковыми). В этот пери-
од творит А. И. Герцен.
Начало XX в. характеризуют как ≪вторичное рожде-
ние≫ философии России.
Оно представляет собой этап классического раз-
вития философии, отличающийся созданием больших
систем, которые охватывают все стороны бытия и че-
ловеческого существования. Здесь прежде всего
следует отметить творчество В. Л. Соловьева, раз-
рабатывающего вопросы метафизики (гносеологию,
антропологию и эстетику; космологию).
После революции в России наступил догматический
период бесконечной интерпретации трудов классиков
марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма.
Все же необходимо отметить, что и в этих условиях
философия в нашей стране развивалась параллель-
но мировой философии, в ней обнаруживаются те же
течения и тенденции.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека
|
|
и (что важнее) общественное сознание не понимают-
ся теперь как независимая структура.
В-четвертых, активно проводится идея двух не-
пересекающихся линий человеческого знания (на-
учного и философского), имеющих своим конечным
продуктом ≪научную истину≫ и ≪философскую правду≫.
Возникают принципиально новые философские кар-
тины мира и стили мышления. У истоков научных дис-
куссий стояли различные научные объединения, из них
наиболее заметным стал так называемый Римский
клуб, возглавляемый Аурелио Печчеи.
По мнению теоретиков Римского клуба, существует
шесть новых задач человечества:
1) сохранение культурного наследия;
2) создание мировой сверхгосударственной общности;
3) сохранение естественной среды обитания;
4) увеличение эффективности производства;
5) правильное использование ресурсов природы;
6) развитие внутренних (интеллектуальных, сенситив-
ных (чувственных), соматических (телесных)) спо-
собностей человека.
В то же время широко распространяются не новые,
но модернизированные иррационально-мистические
представления о мире, связанные с возрождением
астрологии, магии, изучением паранормальных явле-
ний в психике человека и в природе. Необычайно рас-
пространившаяся астрология относится к оккультным
наукам, т. е. к формам знания, основанным на манти-
ческих учениях (гаданию по руке, по рельефу черепа,
внутренностям и костям животных, по числам и др.).
Новое видение мира основано на мистических пере-
живаниях, особых состояниях сознания, особом язы-
ке, описывающем реальную загробную жизнь в спе-
циальных понятиях.
GO
13. ДОФИЛОСОФСКИЕ (ДОРАЦИОНАЛЬНЫЕ)