Многообразие философских проблем обусловливает
сложную структуру философии. Аристотель выделял
теоретическую часть философии - учение о бытии,
его составе, причинах и началах; практическую - уче-
ние о человеческой деятельности; поэтическую - уче-
ние о творчестве.
Этика и политика у Аристотеля образуют филосо-
фию о человеческом. У стоиков философия включала
логику, физику (учение о природе) и этику.
Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики,
логики и метафизики.
По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных пред-
мета философии - Бог, природа и человек. Соответ-
ственно этому философия подразделяется на есте-
ственную теологию, естественную философию и учение
о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невме-
шательстве религии и философии. Естественную фи-
лософию он поделил на физику, которая изучает все
многообразие объектов природы, и метафизику, выяв-
ляющую причину всего сущего, нечто общее и неиз-
менное для вещей.
Т. Гоббс выделял философию природы и филосо-
|
|
фию государства. Философия природы (естественная
философия) разделялась в свою очередь на логику,
изучавшую основные вопросы методологии познания;
≪первую философию≫, трактовавшую наиболее общие
понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы
движения и конкретные явления природы. В состав
философии государства (гражданской философии)
входят этика и политика.
И. Кант писал о трех частях философии, соотнося
их с тремя ≪способностями души≫ - познаватель-
ной, практической и эстетической. Следовательно,
V И. Кант философию понимал как учение о единстве
истины, добра и красоты, преодолевая просветитель-
скую (позже - позитивистскую) узкорационалистиче-
скую трактовку философии.
Г. В. Ф Гегель также выделял три части философ-
ского знания (логику, философию природы и филосо-
фию духа).
3 современном представлении философия теорети-
чески осмысливает реальность и трансформируется в:
!) учение о бытии - онтологию;
2) учение о деятельности - праксеологию;
3) теорию познания - гносеологию;
4) теорию ценностей - аксиологию;
5) учение о человеке - философскую антропологию;
5) науку о закономерностях и движущих силах развития
общества - социальную философию (социологию).
В качестве ядра философии в отечественной лите-
ратуре нередко называли теорию диалектики.
Учение о способах познания философии есть ме-
тодология, а учение о путях творчества и их обосно-
вании - эвристика. Отдельными областями филосо-
фии являются философия науки и техники, религии,
языка, логика (наука о законах мышления), филосо-
фия искусства (эстетика), философия нравственно-
|
|
сти (этика), философия культуры, история философии.
Философия не ограничивается научно-понятийным
постижением мира и человека, а стремится к возвы-
шенному (чувству), к постижению бытия человека
в мире (к практике, к достижению добра).
В целом философия изучает отношение ≪человек -
мир≫, рассматриваемое под углом зрения природы
и сущности мира и человека, места человека в мире,
отношения к нему, возможностей познания, оценки
и преобразования мира и совершенствования само-
го человека, общей структуры мира и состояния, в ко-
тором он находится.
риод выступает и М. В. Ломоносов (1711—765),
с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфило-
соф, а с другой - как поэт, ученый и мыслитель.
Период XVIII—IX вв. характеризуется наиболее бур-
ным развитием философии в России. В это время под
влиянием духовных академий получает дальнейшее
развитие христианская философия, а под влиянием
Московского университета - светская.
После войны 1812 г. в Москве возникают фило-
софские кружки и работают такие мыслители, как