Структура философского знания

Многообразие философских проблем обусловливает

сложную структуру философии. Аристотель выделял

теоретическую часть философии - учение о бытии,

его составе, причинах и началах; практическую - уче-

ние о человеческой деятельности; поэтическую - уче-

ние о творчестве.

Этика и политика у Аристотеля образуют филосо-

фию о человеческом. У стоиков философия включала

логику, физику (учение о природе) и этику.

Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики,

логики и метафизики.

По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных пред-

мета философии - Бог, природа и человек. Соответ-

ственно этому философия подразделяется на есте-

ственную теологию, естественную философию и учение

о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невме-

шательстве религии и философии. Естественную фи-

лософию он поделил на физику, которая изучает все

многообразие объектов природы, и метафизику, выяв-

ляющую причину всего сущего, нечто общее и неиз-

менное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и филосо-

фию государства. Философия природы (естественная

философия) разделялась в свою очередь на логику,

изучавшую основные вопросы методологии познания;

≪первую философию≫, трактовавшую наиболее общие

понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы

движения и конкретные явления природы. В состав

философии государства (гражданской философии)

входят этика и политика.

И. Кант писал о трех частях философии, соотнося

их с тремя ≪способностями души≫ - познаватель-

ной, практической и эстетической. Следовательно,

V И. Кант философию понимал как учение о единстве

истины, добра и красоты, преодолевая просветитель-

скую (позже - позитивистскую) узкорационалистиче-

скую трактовку философии.

Г. В. Ф Гегель также выделял три части философ-

ского знания (логику, философию природы и филосо-

фию духа).

3 современном представлении философия теорети-

чески осмысливает реальность и трансформируется в:

!) учение о бытии - онтологию;

2) учение о деятельности - праксеологию;

3) теорию познания - гносеологию;

4) теорию ценностей - аксиологию;

5) учение о человеке - философскую антропологию;

5) науку о закономерностях и движущих силах развития

общества - социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной лите-

ратуре нередко называли теорию диалектики.

Учение о способах познания философии есть ме-

тодология, а учение о путях творчества и их обосно-

вании - эвристика. Отдельными областями филосо-

фии являются философия науки и техники, религии,

языка, логика (наука о законах мышления), филосо-

фия искусства (эстетика), философия нравственно-

сти (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным

постижением мира и человека, а стремится к возвы-

шенному (чувству), к постижению бытия человека

в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение ≪человек -

мир≫, рассматриваемое под углом зрения природы

и сущности мира и человека, места человека в мире,

отношения к нему, возможностей познания, оценки

и преобразования мира и совершенствования само-

го человека, общей структуры мира и состояния, в ко-

тором он находится.

риод выступает и М. В. Ломоносов (1711—765),

с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфило-

соф, а с другой - как поэт, ученый и мыслитель.

Период XVIII—IX вв. характеризуется наиболее бур-

ным развитием философии в России. В это время под

влиянием духовных академий получает дальнейшее

развитие христианская философия, а под влиянием

Московского университета - светская.

После войны 1812 г. в Москве возникают фило-

софские кружки и работают такие мыслители, как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: