Ций - озабоченностью, страхом, сознанием приближаю-

Щегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих

И других проблем представители экзистенциализма вы-

Сказали немало глубоких и тонких наблюдений и сообра-

Каждая личность - это некоторый поток пережи-

Ваний, ее мироощущение, переживание своего соб-

Ственного бытия. Именно этот поток переживаний

Называется экзистенцией. Экзистенция не только не

Зависит от среды, она всегда уникальна и неповтори-

ма. Отсюда два вывода:

Человек непреодолимо одинок, ибо все его связи

с другими людьми не дают полной возможности вы- ^.

Разиться его экзистенции Она может выражаться LO

В его творчестве, но любой продукт творчества есть

нечто вещественное и отчужденное от его творца;

Человек внутренне свободен, но эта свобода не

благо, а тяжкое бремя (≪Мы прокляты нашей сво-

бодой≫, - говорил Жан Поль Сартр), потому что

Она связана с бременем ответственности. Чело-

Век создает себя сам.

Различают экзистенциализм: религиозный (/f. Яс-

Перс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и ате-

истический {М. Хайдеггер, Ж, П. Сартр, А. Камю).

Религиозный - единение с Богом. Реальный чело-

Век вынужден жить в обществе, подчиняться его за-

Конам. Это не подлинное существование.

Экзистенциализм оказал влияние на литературу

И искусство.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

Ф. ДОСТОЕВСКОГО И Л. ТОЛСТОГО

Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыс-

Литель.

Критикуя общественно-политическое устройство

России, он уповал на нравственно-религиозный прог-

Ресс в сознании человечества. Исторический прог-

Ресс, считал он, решал вопрос о назначении челове-

Ка и смысле его жизни, ответ на который должна была

дать созданная им ≪истинная религия≫. В ней Л. Тол-

Стой признавал лишь этическую сторону, отрицая

Богословские аспекты и роль церкви в общест-

Венной жизни. Самосовершенствование человека он

Связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принци-

Пом непротивления злу насилием, с проповедью все-

Общей любви.

По Л. Толстому ≪царство Божие - внутри нас≫, и по-

Тому онтологически-космологическое и метафизико-

Богословское понимание Бога неприемлемо. Считая

Всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию

Государства. В общественной жизни он отвергал на-

Сильственные методы борьбы, а упразднение го-

Сударства должно произойти путем отказа каждого от

Выполнения общественных и государственных обязан-

Ностей.

Если религиозно-нравственное самосовершенство-

Вание человека должно было дать ему душевный и со-

Циальный порядок, то полное отрицание всякой госу-

Дарственности такого порядка гарантировать не могло.

В этом - противоречие принципов и выводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: