Щегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих
И других проблем представители экзистенциализма вы-
Сказали немало глубоких и тонких наблюдений и сообра-
Каждая личность - это некоторый поток пережи-
Ваний, ее мироощущение, переживание своего соб-
Ственного бытия. Именно этот поток переживаний
Называется экзистенцией. Экзистенция не только не
Зависит от среды, она всегда уникальна и неповтори-
ма. Отсюда два вывода:
Человек непреодолимо одинок, ибо все его связи
с другими людьми не дают полной возможности вы- ^.
Разиться его экзистенции Она может выражаться LO
В его творчестве, но любой продукт творчества есть
нечто вещественное и отчужденное от его творца;
Человек внутренне свободен, но эта свобода не
благо, а тяжкое бремя (≪Мы прокляты нашей сво-
бодой≫, - говорил Жан Поль Сартр), потому что
Она связана с бременем ответственности. Чело-
Век создает себя сам.
Различают экзистенциализм: религиозный (/f. Яс-
|
|
Перс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и ате-
истический {М. Хайдеггер, Ж, П. Сартр, А. Камю).
Религиозный - единение с Богом. Реальный чело-
Век вынужден жить в обществе, подчиняться его за-
Конам. Это не подлинное существование.
Экзистенциализм оказал влияние на литературу
И искусство.
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Ф. ДОСТОЕВСКОГО И Л. ТОЛСТОГО
Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыс-
Литель.
Критикуя общественно-политическое устройство
России, он уповал на нравственно-религиозный прог-
Ресс в сознании человечества. Исторический прог-
Ресс, считал он, решал вопрос о назначении челове-
Ка и смысле его жизни, ответ на который должна была
дать созданная им ≪истинная религия≫. В ней Л. Тол-
Стой признавал лишь этическую сторону, отрицая
Богословские аспекты и роль церкви в общест-
Венной жизни. Самосовершенствование человека он
Связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принци-
Пом непротивления злу насилием, с проповедью все-
Общей любви.
По Л. Толстому ≪царство Божие - внутри нас≫, и по-
Тому онтологически-космологическое и метафизико-
Богословское понимание Бога неприемлемо. Считая
Всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию
Государства. В общественной жизни он отвергал на-
Сильственные методы борьбы, а упразднение го-
Сударства должно произойти путем отказа каждого от
Выполнения общественных и государственных обязан-
Ностей.
|
|
Если религиозно-нравственное самосовершенство-
Вание человека должно было дать ему душевный и со-
Циальный порядок, то полное отрицание всякой госу-
Дарственности такого порядка гарантировать не могло.
В этом - противоречие принципов и выводов.