МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В.Н. РЕМАРЧУК
Окончательный
В в е д е н и е
В
Ф и л о с о ф и ю
Учебное пособие
МОСКВА 2008
ББК
УДК
З–
Ремарчук В.Н. Введение в философию. – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 209 с.
Учебник вводит читателя в одну из наиболее богатых областей духовной культуры человечества, освещая опыт мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия природы, человека и общества. В сжатой и доступной форме они излагаются в основных разделах философии: онтология, философия развития, эпистемология, методология, социальная философия, антропология. Дается развернутая характеристика истории философской мысли, основные философские направления и школы.
Данное учебное пособие целесообразно использовать в комплексе с альбомом схем «Философия». Материал, представленный в виде схем и таблиц может служить в качестве справочной информации и опорных конспектов при изучении философских проблем и подготовке к экзамену.
|
|
Учебное пособие представляет собой целостное изложение курса философии, соответствующее Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Философия». Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для всех, кто интересуется философией.
Автор: Ремарчук Валерий Николаевич, профессор кафедры общественных наук Юридического института, доктор философских наук, профессор,
Рецензент: доктор философских наук, профессор Герасимов А.В.
доктор философских наук, профессор Рыжов А.А.
ã Юридический институт МИИТа, 2009
Введение
Философии нельзя научиться, но можно научиться мыслить философски. И.Кант |
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.
Изучение философии – апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая дает умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать сомнению те или иные суждения, отделять существенное от не существенного, раскрывать взаимосвязи явлений действительности. Английский философ Френсис Бэкон в подтверждение сказанного утверждал, что только «философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения»[1].
|
|
Предлагаемое учебное пособие носит название «Введение в философию». Это не случайно. Дело в том, что в пределах одного учебного курса, сколь бы велик он не был, не возможно раскрыть все многообразие философских проблем, направлений, течений.
В учебном пособии четыре раздела. В первом рассматриваются сущность философии, ее содержание, круг проблем и роль в обществе. Поскольку философия наука мировоззренческая, особое внимание уделено проблеме мировоззрения его структуре и историческим типам.
Во втором разделе представлена многовековая история развития философской мысли, в том числе и в России, раскрываются методологический потенциал основных направлений мировой философии. Изучение истории философии играет особую роль. Ведь без истории нет теории, любая наука, стремящаяся к своему развитию, не может быть равнодушна к своему прошлому.
В третьем разделе рассматриваются вечные проблемы философии: онтология, философия развития, гносеология, методология и т.д. Все проблемы рассматриваются исторически, раскрывая ее развитие от древности до наших дней.
Последний, четвертый раздел учебного пособия посвящен социально-философской проблематике, вопросам антропологии и философии истории. В их числе общество и его сферы, человек как предмет философского анализа, личность и общество, глобальные проблемы современности.
При овладении философским знаниями студентам целесообразно вместе с данным учебным пособием использовать альбом схем «Философия». Все это будет способствовать более глубокому усвоению материала в ходе самостоятельной работы.