Цели и задачи дисциплины. Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 1. Пояснительная записка

Цель курса – формирование у студентов целостного образа профессии психолога

Задачи:

- выявить социальные заказы и ожидания, существующие по отношению к профессии психолога;

- создать модель выпускника на основе требований к его будущей деятельности, соотнести имеющиеся характеристики с необходимыми;

- познакомить студентов с концептуальными основами практической деятельности психолога;

- способствовать формированию собственной профессиональной Я-концепции у студентов;

- познакомить студентов с различными видами деятельности практического психолога, а также со специализациями, существующими в практической психологии;

- составить поэтапную программу профессионального развития студентов в процессе дальнейшего обучения.

В соответствии с задачами курс разделен на три тематических модуля: концептуальные основы профессиональной деятельности психолога; профессиональное развитие; образ «Я в профессии». Каждый блок включает несколько тем, по каждой из которых студенты выполняют итоговую работу.

Формы контроля:

В течение курса студенты выполняют ряд практических работ (индивидуально и в малых группах). По окончании курса студенты сдают устный зачет по вопросам.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Основы профессиональной деятельности психолога относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.2).

Для освоения дисциплины Основы профессиональной деятельности психолога студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общая психология»:

Социокультурная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение. Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Их основные свойства и закономерности формирования. Понятие интериоризации.

Строение индивидуальной деятельности человека. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.

Человек как субъект познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.

«Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»:

Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек-человек». Психические феномены, оцениваемые методом наблюдения: поведение, речь, эмоции. Характеристика представлений о типах темперамента в различных теориях. Гуморальная, конституциональная, факторная, типов ВНД теории. Характеристика сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок, пациент, клиент).

Техника наблюдений. Цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Роль личности наблюдателя при наблюдении. Эффекты ореола, Хоторна, Розенталя, первого впечатления и т.д..

«Психология личности»:

Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.

«Социальная психология»:

Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция.

Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Психология общения»:

Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.)

Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность).

«Теории личности»:

Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность.

Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов.

Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе.

Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу.

Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы.

Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности.

Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект.

Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение.

Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки.

«Основы профессионального общения»:

Профессиональное общение как искусство. Основные параметры профессионального общения, критерии профессионализма в общении. Необходимые состояния в профессиональном общении, связь состояние-контекст, состояние-семантическое пространство, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор. Инструменты профессионального общения психолога: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой.

Профессиональное общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить слушателей. Публичное общение и его секреты. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Принцип конфликтообразования, универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости. Что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Психолог - конфликтолог и конфликтмейкер. Как и когда быть тем или/и другим? Когда необходимо уметь быть конфликтмейкером, а не конфликтологом? Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты. В чем особенности профессии «психолог», чего люди ждут от психолога? Что для людей является критерием профессионализма психолога, что является в сознании обывателя образом настоящего профессионала–психолога?

Освоение дисциплины Основы профессиональной деятельности психолога является необходимой основой для последующего изучения дисциплин магистратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: