Тема 24. Правовые основы природопользования и охраны окру-жающей среды. 7 страница

52. Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. – Л., 1976.

53. Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. – М., 1990.


54. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по мате-риалам конференции на юридическом факультете) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Право. – 2001. – № 3.

55. Пронина М.Г. Защита чести и достоинства гражданина. – Мн., 1976.

56. Прохоров В.С. Преступление и ответственность. – Л., 1984.

57. Ткачевский Ю. Уголовная ответственность // Уголовное право. – 1999. – № 3.

58. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения юри-дических норм // Правоведение. – 1971. – № 3.

59. Ретюнских И.С. Уголовная ответственность и ее реализация. – Воронеж, 1983.

60. Рябов Ю.С. Административно-принудительные меры. – Пермь, 1974.

61. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советско-му законодательству. – М., 1971.

62. Сабанин С.Н., Тупица А.Я. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности или наказания. – Свердловск, 1987.

63. Санталов А.И. Теоретические вопросы уголовной ответственно-сти. – Л., 1982.

64. Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. – Киев, 1987.

65. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция не-виновности. – М., 1984.

66. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. – Саратов, 1978.

67. Тарбагаев А.Н. Понятие и цели уголовной ответственности. – Красноярск, 1986.

68. Таргабаев А.Н. Ответственность в уголовном праве. – Красно-ярск, 1994.

69. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. – Саратов, 1973.

70. Тархов В.А. Понятие юридической ответственности // Правове-дение. – 1973. – № 2.

71. Телятицкая Т.В. Защита прав и законных интересов: применение мер административной ответственности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь – 2001. – № 1.

72. Ушаков И.А. Основания международной ответственности государств. – М., 1983.


73. Хомич В.М. Формы реализации уголовной ответственности. – Мн., 1998.

74. Хомич В.М. Правоотношения уголовной ответственности // Право и демократия: Межвуз. сб. науч. тр. – Мн., 1992. – Вып. 5.

75. Черданцев А.Ф., Кожевников С.Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. – 1976. – № 5.

76. Чугаев А.П. Индивидуализация ответственности за преступления и ее особенности по делам несовершеннолетних. – Краснодар, 1979.

77. Шабуров А.С. Социальная ответственность личности в условиях перестройки. – Свердловск, 1990.

78. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. – Л., 1973.

79. Шевченко Я.Н. Правовое регулирование ответственности несо-вершеннолетних. – Киев, 1976.

80. Шишко Г.Б. Конституционные основы укрепления трудовой дисциплины // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 3.

81. Шишов О.Ф. Проблемы уголовной ответственности в истории советского уголовного права. – М., 1982.

82. Шон Д. Конституционная ответственность // Государство и право. – 1995. – № 7.

83. Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. – Мн., 1996.

84. Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Граждан-ско-правовая охрана личных неимущественных прав граждан. – М., 1990.


ТЕМА 6. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Освоение данной темы базируется, прежде всего, на знании положе-ний Конституции Республики Беларусь, которая, являясь Основным зако-ном, закрепляет основные принципы конституционного строя, правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, структуру и взаимоотно-шения органов государственной власти, очерчивает круг функций государ-ства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Понятие конституционного строя. Изучение темы следует начать с уяснения самого термина «конституционный строй», который имеет ос-новополагающее значение в конституционном праве. В настоящее время под конституционным строем понимают сложившуюся государственно-правовую реальность, которую образуют правовые нормы и урегулирован-ные ими общественные отношения в важнейших сферах жизни данного го-сударства. В учебной литературе при освещении данного вопроса исполь-зуется также термин «общественный строй», под которым понимается ор-ганизация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общест-венного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Конституционный строй – это часть общественного строя, непо-средственно связанная с его конституционными основами.

Конституционный строй имеет определенную структуру. Он включа-ет в себя четыре основных элемента, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах общественной жизни:

1) политическую;

2) экономическую;

3) социальную;

4) духовно-культурную.

Выделение данных подсистем имеет условный характер, поскольку не всегда можно провести четкую грань между общественными отноше-ниями той или иной подсистемы. Важно то, что данная классификация ох-ватывает основные направления жизни государства и общества. Каждая из названных подсистем тесно взаимодействует с остальными.

Основы конституционного строя регулируют различные отношения и определяют статус разных субъектов. Они состоят из положений, закре-пляющих общие признаки государства, главные аспекты его территори-ально-политической организации, взаимоотношений государственных ор-


ганов, статуса коллективных субъектов, индивидов, основные направления политики государства. Главную часть основ конституционного строя со-ставляют общие конституционно-правовые принципы.

Термин «конституционный строй» вынесен в заглавие раздела 1 Конституции Республики Беларусь - «Основы конституционного строя», который включает определенную совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих важнейшие сферы государственной и общественной жизни. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы и составляют содержание Раздела 1 Конституции Республики Беларусь. В данном разделе провозглашен су-веренитет государства, установлена его форма:

– Республика Беларусь – унитарная демократическая республика (ст. 1);

– высшей ценностью и целью общества и государства провозгла-шены человек, его права, свободы и гарантии их реализации (ст. 2);

– народ признан единственным источником государственной вла-сти и носителем суверенитета (ст. 3);

– предусмотрено разделение государственной власти на законода-тельную, исполнительную и судебную (ст. 6);

– установлен принцип верховенства права (ст. 7);

– зафиксировано признание приоритета общепризнанных принци-пов международного права (ст. 8);

– определены основы территориально-политического устройства государства (ст. 9) и др.

Политическая система общества, ее элементы. Политическая сис-тема представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и го-сударства. Выделяют четыре стороны, диалектическое единство которых образует политическую систему:

1) институциональная (государство, политические партии, социаль-но-экономические и другие организации, образующие в совокупности по-литическую организацию общества);

2) регулятивная (право, политические нормы и традиции, нормы мо-рали и т. д.);

3) функциональная (методы политической деятельности, составляю-щие основу политического режима);

4) идеологическая (политическое сознание, господствующая в дан-ном обществе идеология).


Распространенным в юридической литературе является подход, согласно которому политическая система – это совокупность взаимосвя-занных общественных формирований: государства, политических партий, общественных организаций, посредством которых народ осуществляет свою власть.

Государство – это основной элемент политической системы. Оно представляет собой совокупность органов, управляющих делами общества, организующих, направляющих и контролирующих деятельность и отно-шения людей, общественных групп и ассоциаций. Как управляющая обще-ством система, государство выполняет определенные функции, которые подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного государ-ства) и внешние (деятельность на международном уровне).

В Конституции Республика Беларусь характеризуется как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Унитарное государство – это форма территориально-политического устройства, при которой составные части государства имеют статус адми-нистративно-территориальных единиц, которые управляются на основе за-конов, принимаемых центральными органами. Административно-терри-ториальное деление территории Республики Беларусь как унитарного го-сударства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реали-зации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки город-ского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнитель-ные и распорядительные органы.

Демократическое государство основано на признании народовластия и политического плюрализма, свободы и равенства граждан, неотчуждае-мости прав человека. Оно реализуется с помощью республиканской формы правления с разделением и взаимодействием властей, развитой системой народного представительства.

Социальное государство – характеристика конституционно-право-вого статуса государства, которая означает, что государство служит обще-ству и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные соци-альные различия. Одной из основных характеристик социального государ-ства является гарантированность каждому достойного уровня прожиточно-го минимума.


Правовое государство – характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государст-ва следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека, связанность государства правом, верховенство конститу-ции, разделение властей, независимость суда, приоритет норм междуна-родного права над нормами национального.

Необходимым элементом политической системы являются полити-ческие партии. Их основное назначение заключается в формировании и выражении политической воли, осуществлении функций представительст-ва интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности. Развитие и функционирование партий отражает процесс приобщения к политике населения. Они могут быть каналами реального влияния на политическую власть.

В Конституции Республики Беларусь в самом общем виде закрепле-ны принципы создания и деятельности политических партий, их основные функции. Так, в ч. 2 ст. 4 говорится о том, что идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Ст. 5 Конституции устанавливает, что политические партии содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выбо-рах. Политические партии имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодатель-ством. Запрещается создание и деятельность политических партий, имею-щих целью насильственное изменение конституционного строя либо ве-дущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расо-вой вражды.

Специально вопрос о политических партиях урегулирован Законом Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994 г. Данный Закон определяет понятие политической партии – это независи-мое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Рес-публики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

В Законе закреплены принципы взаимоотношений государства и по-литических партий, устанавливаются ограничения при создании и дея-тельности политических партий, детально регламентируется порядок соз-дания, регистрации, реорганизации и ликвидации политических партий. Закон запрещает органам государственной власти и управления, предпри-ятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам вмешиваться


во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с за-коном и их уставами.

Определенные аспекты деятельности политических партий, связан-ной с участием в выборах, регулируются Избирательным кодексом Рес-публики Беларусь. Так ст. 13 Избирательного кодекса устанавливает права и обязанности представителей от политических партий, выполняющих функции наблюдателей на выборах; ст. 60 закрепляет право политических партий выдвигать кандидатов на выборные должности и т. п.

В Республике Беларусь функционирует многопартийная система, что означает существование нескольких партий в стране.

Общественные организации социально-экономического и культурно-го характера – третье важное звено политической системы. Речь идет о тех общественных организациях, которые не преследуют политических целей, хотя и оказывают определенное влияние на политическую жизнь. Их глав-ное отличие от политических партий заключается в том, что их основные задачи основаны на других проблемах – экономических, образовательных, культурных и др. Существование данного института политической систе-мы основано на ст. 36 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей право каждого на свободу объединений.

Законодательство Республики Беларусь разграничивает понятия «общественное объединение», «профессиональный союз», «религиозная организация», «творческий союз».

Под общественным объединением понимается добровольное форми-рование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических и культурных прав. Статус общественных объединений, порядок их создания, ликвида-ции, основные аспекты деятельности регулируются специальным Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. Согласно Закону не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное из-менение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, рели-гиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, деятель-ность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.


На территории Республики Беларусь создаются и действуют между-народные, республиканские и местные общественные объединения. Меж-дународным признается общественное объединение, деятельность которо-го распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или не-скольких административно-территориальных единиц) и территорию одно-го или нескольких иностранных государств и которое имеет там организа-ционные структуры. Республиканским признается общественное объеди-нение, деятельность которого распространяется на территорию всей Рес-публики Беларусь. Местным – общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких админи-стративно-территориальных единиц.

В системе общественных организаций особое место занимают про-фессиональные союзы. Профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обу-чающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Право граждан на объединение в профессиональные союзы закреп-лено в Конституции Республики Беларусь (ст. 41). Организация и деятель-ность профессиональных союзов регулируется Законом Республики Бела-русь «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992 г.. Профессиональ-ные союзы защищают трудовые, социально-экономические права и инте-ресы своих членов, вытекающие не только из национального законода-тельства, но и из норм международного права – Всеобщей декларации прав человека, конвенций Международной организации труда и др. Деятель-ность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, кото-рые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в ин-тересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспе-чения прав и свобод других лиц.

Религиозные организации – это влиятельный фактор в общественной жизни. Изучение понятия религиозной организации должно основываться на знании раздела 2 Закона Республики Беларусь «О свободе вероиспове-даний и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. (новая редакция от 31 октября 2002 г.), в котором закреплены основы организации и дея-тельности данных общественных организаций. Религиозными организа-циями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для


удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монаше-ские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения. Законодательно определены следующие признаки религиозной организации: вероисповедание; разработанная куль-товая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и воспитание своих последователей. Руководителем религиозной организа-ции может быть только гражданин Республики Беларусь.

В законодательстве Республики Беларусь специально урегулирована деятельность творческих союзов (Закон Республики Беларусь «О творче-ских союзах и творческих работниках» от 16.12.99г.). Согласно данному Закону, творческие союзы – это общественные объединения творческих работников, которые своими достижениями внесли вклад в развитие куль-туры, искусства и другой культурной творческой деятельности в Респуб-лике Беларусь, образованные на основе общности интересов его членов в соответствующем виде творческой деятельности для удовлетворения их духовных либо иных нематериальных потребностей.

Немаловажную роль в регулировании деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений иг-рают нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь. Так, к примеру, Декрет Президента от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» утверждает Положение о госу-дарственной регистрации (перерегистрации) политических партий, про-фессиональных союзов, иных общественных объединений и их союзов (ас-социаций). Декрет Президента от 7 мая 2001 г. № 11 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных массовых мероприятий и пикетирования в Республике Беларусь» регулирует порядок организации и проведения по-литическими партиями (иными общественными объединениями) собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования. В соответст-вии с данным Декретом политические партии, профессиональные союзы и другие организации, ответственные лица которых не обеспечили порядка организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, де-монстраций и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства о собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстра-циях и пикетировании.


Конституционно-правовые основы экономических и социальных отношений. Изучение вопроса о конституционных принципах экономиче-ских отношений следует начать с уяснения понятия «экономическая сис-тема». В данном случае под экономической системой подразумевается сово-купность экономических отношений – отношения собственности, производ-ства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Среди конституционно-правовых институтов, относящихся к эконо-мической системе, следует выделить институт собственности, трудовые отношения, финансово-кредитную систему. Названные компоненты важны в жизнедеятельности общества и государства.

Конституция Республики Беларусь устанавливает формы собствен-ности – государственную и частную, закрепляет принципы государствен-ного регулирования отношений собственности, гарантии равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равные возможно-сти свободного использования имущества для экономической деятельно-сти, определяет объекты, составляющие исключительную собственность государства (ст. 13). Принудительное отчуждение собственности допуска-ется только по мотивам общественной необходимости при соблюдении ус-ловий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ст. 44).

Финансово-кредитной системе посвящен раздел 7 Конституции. При этом Конституция не содержит детальных положений о финансово-кредитной системе. Она ограничивается установлением некоторых прин-ципов государственной политики в данной сфере общественных отноше-ний, закреплением основ бюджетного процесса, а также структуры банков-ской системы и главных функций Национального банка. Конституция ус-танавливает принцип единства бюджетно-финансовой, налоговой, денеж-но-кредитной и валютной политики. Соответствующие вопросы подробно регулируются специальными актами финансового законодательства.

В Республике Беларусь конституционное регулирование экономиче-ских отношений исходит из принципов социально ориентированной ры-ночной экономики. Несмотря на то, что в Конституции не употребляется термин «рыночная экономика», содержащиеся в ней нормы позволяют су-дить о том, что государство обязуется охранять основные принципы имен-но данной модели экономических отношений. Это подтверждает и содер-жание международно-правовых договоров и соглашений в сфере экономи-ки, участником которых Республика Беларусь является (к примеру, Дого-вором о создании Экономического союза от 4 сентября 1993 г., заключен-


ным в рамках Содружества Независимых Государств). Тем не менее, принципы, которые сформулированы в ст. 13 Конституции свидетельст-вуют о том, что государство не отстраняется от регулирования экономиче-ских отношений. В ч. 5 данной статьи установлено, что государство осу-ществляет регулирование экономической деятельности в интересах чело-века и общества, обеспечивает координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Конституция достаточно полно закрепляет принципы правового ре-гулирования трудовых отношений, устанавливая, прежде всего, что отно-шения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14). Конституционно для граждан Республики Беларусь уста-новлены гарантии:

– права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека;

– обучения новым специальностям и повышения квалификации с учетом общественных потребностей, а также гарантировано пособие по безработице в соответствии с законом в случае незанятости лица по не за-висящим от него причинам;

– справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным зна-чением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование;

– права на отдых и др.

Конституция также устанавливает запрет на принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответ-ствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Специально вопросы трудовых отношений урегулированы Трудовым кодексом Республики Беларусь 1999 г. и другими актами законодательства.

Конституционное регулирование социальных отношений направлено в первую очередь на преодоление в обществе различных конфликтов. Со-гласно Конституции государство регулирует отношения между социаль-ными, национальными и другими общностями на основе принципов равен-ства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 14).

Конституционное регулирование социальных отношений охватывает также охрану семьи, материнства и детства, вопросы социального обеспе-чения, здравоохранения, экологии.


Конституция закрепляет право на добровольной основе вступить в брак и создать семью, равноправие супругов в семейных отношениях. Ро-дители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать де-тей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к рабо-там, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нрав-ственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о ли-цах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их за-меняющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффек-тивного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утра-ты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмот-ренных законом. Закрепляется обязанность государства заботиться о вете-ранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите го-сударственных и общественных интересов. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством пре-доставляется жилище.

Гражданам Республики Беларусь конституционно гарантируется пра-во на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Конституция закрепляет обязательства го-сударства по созданию условий доступного для всех граждан медицинско-го обслуживания.

В сфере экологических отношений Конституция устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет кон-троль за рациональным использованием природных ресурсов в целях за-щиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления ок-ружающей среды.


Необходимо помнить, что в Конституции закреплены основы соци-альных отношений, которые детализируются в специальном законодатель-стве. Так, к примеру, основы государственной политики в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности сис-темы здравоохранения установлены в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. (новая редакция 11 января 2002 г.). Данный Закон регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь. Порядок предоставления и по-лучения социальных услуг населением, принципы осуществления соци-альной поддержки лиц, находящихся в затруднительном социальном по-ложении, регулируются Законом Республики Беларусь «О социальном об-служивании» от 22 мая 2000 г. Правовые и организационные основы обес-печения демографической безопасности установлены в Законе Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 г.. Система пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов предусмотрена Законом Республики Беларусь «Об основах государствен-ного социального страхования» от 31 января 1995 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: