Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 1 страница

Изучение вопроса о конституционных принципах духовно-культурной жизни общества должно опираться на анализ тех положений Конституции, которые посвящены образованию (ст. 49), науке (ст. 51), культуре (стст. 15, 51, 54), религии (стст. 16, 31).

Духовно-культурная сфера общественных отношений регулируется Конституцией в наименьшей мере по сравнению с остальными подсисте-мами общественного строя. Задача государства и права сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного раз-вития личности.

Основополагающими для всей духовно-культурной сферы являются отношения в области образования. Конституция закрепляет право каждого на образование, гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

В Республике Беларусь действует Закон «Об образовании в Республике Беларусь» от 29 октября 1991 г. (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.), в ко-тором закреплены принципы государственной политики в области образо-вания (приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на мировой уровень образования и др.), связь образования с другими сферами общественной жизни – воспитанием, культурой, наукой, экологией, охраной здоровья, политикой.


Право граждан на образование обеспечивается:

– развитием сети учреждений образования системы образования;

– созданием социально-экономических условий для получения бес-платного образования в государственных учреждениях образования;

– частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республи-ки Беларусь;

– запрещением сокращения в государственных учреждениях образова-ния количества мест, предназначенных для получения бесплатного образова-ния гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

– созданием условий для получения образования с учетом нацио-нальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

– наличием разнообразных форм получения образования, типов уч-реждений образования;

– созданием необходимых условий для получения образования и со-циальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

– предоставлением возможности получения образования за плату;

– созданием системы кредитования граждан, получающих образо-вание за плату.

К сфере образования очень тесно примыкают наука и культура. В данном случае следует опираться на Закон Республики Беларусь «О на-учной деятельности» от 21 октября 1996 г., который определяет правовые основы и гарантии осуществления научной деятельности и защиты ее ре-зультатов для всех субъектов и участников этой деятельности независимо от форм организации и собственности, а также Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь», в котором закреплены основные принципы культурной деятельности в Республике Беларусь, обязанности государства и граждан в области культуры, приоритеты в области развития культуры и др. Республика Беларусь в регулировании отношений в сфере культуры исходит не только из национальных условий и особенностей, но и опирается на международное право. Так, 24 октября 2000 г. Республикой Беларусь был ратифицирован Второй протокол Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.


Государственное регулирование научной деятельности в Республике Беларусь базируется на следующих основных принципах:

– невмешательства органов государственной власти и их должност-ных лиц в процесс научной деятельности, кроме случаев, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь;

– равенства всех субъектов научной деятельности перед законом;

– свободы выбора направлений научной деятельности для всех субъектов научной деятельности в пределах их компетенции;

– предоставления гражданам Республики Беларусь равных возмож-ностей приобретения и повышения научной квалификации;

– стимулирования научной деятельности, контроля и ответственно-сти за результаты научной деятельности для всех субъектов научной дея-тельности независимо от форм организации и собственности;

– обязательности, объективности и компетентности государствен-ной экспертизы научно-технических программ, отдельных проектов и ре-зультатов научной деятельности;

– обеспечения правовой защиты результатов научной деятельности;

– концентрации научного потенциала и финансовых средств на приоритетных направлениях;

– создания благоприятных условий для инвестирования и спонсорской поддержки научной деятельности путем предоставления налоговых льгот;

– учета интересов личности, общества, государства.

Основными принципами осуществления и регулирования культур-ной деятельности в Республике Беларусь являются следующие:

– свобода художественного творчества и другой творческой дея-тельности, саморазвитие творческих процессов;

– разнообразие направлений, форм, жанров и стилей в творческой деятельности, недопустимость монополизма в культуре и монополизации культурной деятельности;

– приоритет развития белорусской национальной культуры;

– общедоступность культурных ценностей, которые находятся в го-сударственных и общественных фондах;

– равенство субъектов культурной деятельности перед законом;

– ориентация на национальные и общечеловеческие ценности;

– охрана и рациональное использование историко-культурного наследия;

– взаимодействие белорусской национальной культуры с культура-ми других народов и ее интеграция в мировую культуру;

– согласование государственных и общественных интересов в орга-низации культурной деятельности и руководстве ею.


Важным институтом духовно-культурной жизни общества является религия, которая определяется в законодательстве как мировоззрение и ми-роощущение, а также соответствующие им поведение и специфические дей-ствия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Все религии и ве-роисповедания в Беларуси равны перед законом. Не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан идеология религиозных организаций.

Конституция Республики Беларусь и вышеупомянутый Закон Рес-публики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организа-циях» устанавливают, что в Республике Беларусь гарантируются права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на со-ответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедование религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справед-ливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от от-ношения к религии. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при опреде-лении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

В Республике Беларусь законодательно определены основы взаимо-отношений религии и образования. Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели фор-мирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования незави-симо от их отношения к религии. Вместе с тем, религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учеб-ные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала. Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений.

План семинарского занятия

1. Понятие конституционного строя.

2. Политическая система общества, ее элементы.

3. Конституционно-правовые основы экономических и социальных отношений.

4. Конституционно-правовые основы духовно-культурной жизни общества.


Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия конституционного строя.

2. Назовите основные принципы конституционного строя, закрепленные в Конституции Республики Беларусь.

3. Определите понятие и назовите основные элементы политиче-ской системы.

4. Что такое политическая партия? Какие функции присущи дан-ному общественному объединению?

5. Дайте определение понятиям «общественное объединение», «профессиональный союз», «религиозная организация».

6. Назовите принципы, на которых строятся взаимоотношения го-сударства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

7. В чем заключаются роль и значение профессиональных союзов в политической системе общества?

8. Что представляет собой конституционно-правовой институт экономической системы?

9. Какие формы собственности предусмотрены Конституцией Республики Беларусь?

10. На каких конституционных принципах основывается государст-венное регулирование экономических отношений в Республике Беларусь?

11. Назовите основные конституционные гарантии в сфере трудо-вых отношений.

12. Назовите основные конституционные гарантии в сфере семей-ных отношений.

13. Какие отношения охватывает духовно-культурная сфера общественной жизни?

14. Чем обеспечивается право на образование в Республике Беларусь?

15. Раскройте содержание права на свободу вероисповеданий, закрепленное в Конституции Республики Беларусь.

Литература

1. Аб творчых саюзах i творчых работнiках. Закон Республики Бела-русь № 342-З от 16.12.1999 // Народная газета. – № 11 от 20.01.2000.

2. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политиче-ской системы. – М., 1991.


3. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. – 1993. – № 7.

4. Василевич Г.А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства (комментарий к статьям Конституции Республики Беларусь). – Мн., 1999.

5. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право: термины, понятия, определения. – Мн., 1998.

6. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. – СПб., 1996.

7. Зуев В.И. Власть в системе политических категорий // Государст-во и право. – 1992. – № 5.

8. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Националь-ный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000.

9. Канстытуцыйнае права Рэспублікі Беларусь. Навуч. дапаможнік / Пад рэд. М.У. Сільчанкі. – Гродна, 1998.

10.Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: БЕК, 1996.

11.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). – Мн., 1997.

12. Ловинюков А.С. Свобода совести // Государство и право. – 1995. – №1.

13.Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотно-шений // Государство и право. – 1995. – № 3.

14.О библиотечном деле в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь № 3680-XII от 22.03.95 // Ведомости Верховного Совета Респуб-лики Беларусь. – 1995. – № 20. – Ст. 238.

15.О государственных минимальных социальных стандартах. Закон Республики Беларусь № 322-З от 11.11.99 // Национальный реестр право-вых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 89.

16.О демографической безопасности Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь № 80-З от 4.01.2002 // Национальный реестр право-вых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 7.

17.О культуре в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь № 832-XII от 4.06.1991 // Национальный реестр правовых актов Республи-ки Беларусь. – 2001. – № 48 (Изменения и дополнения по состоянию на 14.05.2001 г.).

18.О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь. Закон Респуб-лики Беларусь № 575-XIII от 5.09.96 // Ведомости Верховного Совета Рес-публики Беларусь. – 1996. – № 28. – Ст. 512.


19.О научной деятельности. Закон Республики Беларусь № 708-XIII от 21.10.96 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1996. – № 34. – Ст. 608.

20.О политических партиях. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1994. – № 30. – Ст. 509

21.О профессиональных союзах. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь. – 2000. – № 23, 2/146.

22.О свободе вероисповеданий и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь № 2054-XII от 17.12.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1993. – № 2. – Ст. 18.

23.О социальном обслуживании. Закон Республики Беларусь № 395-З от 22.05.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Бела-русь. – 2000. – № 50.

24.Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Бела-русь № 1202-XII от 29.10.91 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 33. – Ст. 598.

25.Об общественных объединениях. Закон Республики Беларусь № 3254-XII от 4.10.1994 // Ведомости Верховного Совета Республики Бе-ларусь. – 1994. – № 29. – Ст. 503.

26.Политическая система: Вопросы демократии и самоуправления. – М.: Ин-т гос. и права, 1988.


ТЕМА 7.

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Отличительной особенностью правового регулирования конституци-онных прав и свобод выступает взаимосвязь и взаимозависимость между-народного и внутригосударственного права. Необходимо отметить тенден-цию усиления влияния норм международного права на национальное зако-нодательство, что обусловлено подписанием Республикой Беларусь многочисленных международных конвенций, пактов, протоколов по правам человека.

При изучении данной темы студент должен уяснить, что необходимо проводить различие между понятиями «человек» и «гражданин». Упот-ребление законодателем применительно к личности двух вышеназванных терминов подразумевает, что индивид в первом случае понимается как создание природы, абсолютная ценность общества и государства, а во втором как член социальной организации – государства. Институт граж-данства закрепляет правовую связь индивида и государства, их взаимные права и обязанности.

Определив правовой статус личности как систему прав, свобод и обязанностей индивида, предоставляемых ему действующим законода-тельством, следует также помнить о различии объема правомочий граж-дан, иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, в отдельных случаях действующее законодательство предоставляет гражданам дополнительные права и обязанности (например, депутатам, военнослужащим, лицам, рабо-тающим в условиях чрезвычайного положения).

Изучая вопросы, связанные с характерными принципами правового статуса личности (равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав и свобод и т. д.), следует иметь представление о том, что подразумевается под правами человека и какие основные понятия включает в себя концеп-ция прав человека, изложенная во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г.

Республика Беларусь сознает себя полноправным субъектом мирово-го сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям, подписывая и ратифицируя основные документы, которые включены в Международный билль о правах человека.


Говоря о сопряженности реализации прав с ответственностью инди-вида, необходимо иметь представление об ограничениях прав и свобод граждан. Подобные ограничения допускаются только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством (например, в интере-сах национальной безопасности, общественного порядка).

Важно помнить о недопущении установления каких-либо ограниче-ний прав и свобод личности на уровне подзаконных актов.

Также студентам следует уяснить различие понятий «права» и «свободы». Необходимо подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обес-печиваемые государством социальные возможности человека в разных сферах. Вместе с тем анализ Конституции Республики Беларусь показыва-ет, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможно-сти индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата: каждому гарантируется свобода мнений, убеждений (ст. 33); каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания (ст. 31). В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными).

Разграничение между правами и свободами провести трудно, по-скольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют свободами, а различие в терминологии яв-ляется скорее традиционным.

Конституция Республики Беларусь закрепляет основные права чело-века, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер, поскольку они принадлежат каждому от рождения. Под основными следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, Европейской кон-венции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г.

В Конституции Республики Беларусь использована следующая клас-сификация основных прав и свобод индивида:

– личные права и свободы (стст. 24 – 33, 50), создающие основу жизнедеятельности гражданина как человека и как личности;

– политические права и свободы (стст. 33 – 40), которые определя-ют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства. Важно понимать, что эта кате-гория возможностей граждан является основным показателем демократи-ческого развития общества;


– социально-экономические права и свободы (стст. 41 – 49, 51), по-зволяющие гражданам активно проявлять свои творческие способности и обеспечивающие надлежащие условия для жизнедеятельности.

Указанная классификация не содержит исчерпывающий перечень прав и свобод. В отдельную группу можно выделить права, призванные обеспечить судебную защиту прав граждан (стст. 61 – 62 Конституции Республики Беларусь), а также ряд процессуальных прав, предусмотрен-ных в гл. 6 «Суд» (стст. 109 – 116). При этом следует отметить, что содер-жащиеся в Основном Законе права получают конкретизацию на уровне за-конов и иных нормативных актов.

Главное назначение категории личных прав состоит в обеспечении приоритета индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности в условиях признания свободы индивида в определенной сфере отношений, которая не может быть объектом притязаний государства.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и предпола-гает свободу от незаконных посягательств на жизнь личности со стороны государства, а также свободу распоряжения своей жизнью. При этом от-дельной проблемой выступает право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

В действующем законодательстве существует ряд ограничений сво-боды передвижения, которые нашли свое отражение в Законе «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» от 2 июня 1993 г. (с изм. и доп. от 11.05.2000 г.), За-коне «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства» от 3 июня 1993 г. (редакция от 18.07.2000 г.).

Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 г. в развитие права свободно определять принадлежность гражданина к национальному меньшинству подчеркивает их одинаковый статус с гражданами белорусской национальности, а также свободу выбора языка общения, воспитания и обучения.

Конкретные формы заботы государства о семье получили закрепле-ние в Законе «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. (в новой редакции от 25.10.2000 г.), Кодексе о браке и семье и других нормативных актах.

Следует подчеркнуть, что указанное в Конституции Республики Беларусь недопущение цензуры в развитие свободы мнений, убеждений ог-раничивается Законом «О печати и других средствах массовой информа-ции» от 13 января 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 13.12.1999 г.). В частности, не допускается разглашение сведений, составляющих госу-


дарственную или иную охраняемую законом тайну; запрещается использо-вание средств массовой информации для пропаганды войны, агрессии и т. д. Следует учитывать, что свобода мнений и убеждений имеет двойст-венную природу: это является необходимым правом каждого гражданина и в то же время оно может носить политический характер, если касается вопросов функционирования государственно-правовых институтов.

Нормативное регулирование таких прав, как свобода и личная не-прикосновенность, неприкосновенность частной и семейной жизни, тайна переписки, телефонных, почтовых сообщений, не ограничивается Консти-туцией Республики Беларусь. Более детальная регламентация указанных правомочий (а также случаев допускаемых ограничений) обеспечивается нормами гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголов-но-процессуального законодательства, а также Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 ноября 1992 г.

Отмечая особенность политических прав и свобод, важно помнить, что они преимущественно предоставляются только гражданам конкретного государства. В Конституции Республики Беларусь это находит выражение в формулировке: «Граждане Республики Беларусь имеют право…» в отли-чие от формулировки: «Каждый имеет право…». В последнем случае соот-ветствующее право предоставляется не только гражданам, но и другим ли-цам, проживающим на территории страны.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государст-ва осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. При этом в качестве элементов избирательного права следует выделять право избирать, быть избранным в органы государствен-ной власти, право отзыва избранных лиц, если они не оправдали доверие избирателей. Эти вопросы конкретизированы в Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Существенным является право на получение, хранение и распро-странение информации о деятельности государственных органов, о поли-тической, экономической и международной жизни, состоянии окружаю-щей среды. При этом конкретным проявлением права граждан на получе-ние, хранение, распространение информации выступает ч. 2 ст. 34 Консти-туции Республики Беларусь, закрепляющая возможность граждан знако-миться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Порядок предоставления материалов для ознакомления указанным субъек-там регулируется соответствующими правовыми актами.


В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое еще правом петиций. Реализация этого права предполагает раз-витие личной инициативы и заинтересованности граждан при решении во-просов государственного и общественного характера.

Следует обратить внимание на установление уведомительного поряд-ка проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстра-ций): их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятствовать проведению публичных акций, когда цели и условия их проведения пред-ставляют угрозу общественному порядку, о чем прямо указано в Законе «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетирова-нии» от 30.12.1997 г. (с изменениями и дополнениями от 11.06.1998 г.).

Необходимо отметить и закрепление в Основном Законе Республики Беларусь принципиально нового для конституционного законодательства права законодательной инициативы граждан. Осуществление указанного правомочия требует обоснования необходимости нормативного регулиро-вания отношений, о которых говорится в законопроекте или законодатель-ном предложении.

При изучении группы социально-экономических прав важно усвоить их отличительные особенности, обращая внимание на допустимость реко-мендательных формулировок базовых положений (например, «справедли-вые и благоприятные условия труда», «достойная жизнь»), а также на за-висимость реализации данных прав от состояния экономики и ресурсов го-сударства. Необходимо отметить, что среди источников правового регули-рования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в про-граммных положениях Всеобщей декларации прав человека (стст. 22 – 27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и куль-турных правах, в конвенциональных стандартах Международной органи-зации труда (МОТ) (например, «О принудительном труде» 1930 г., «О по-литике в области занятости» 1958 г. и др.).

Особенностью Конституции Республики Беларусь является не про-сто провозглашение социально-экономических прав, но и закрепление их научно-обоснованных гарантий, которые обеспечиваются нормами нацио-нального законодательства. Среди гарантий права на труд необходимо от-метить запрещение принудительного труда, справедливое и равное возна-граждение за труд равной ценности, предоставление гражданину реального отдыха. Следует знать, что допускаемые законодательством формы защи-ты прав работников наемного труда определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь.


Возможность граждан владеть, пользоваться, распоряжаться имуще-ством закреплена в Конституции Республики Беларусь правом собственно-сти, которое, в свою очередь, регулируется законом (Гражданским кодек-сом Республики Беларусь и другими нормативными актами).

Весомой гарантией права граждан на пользование достижениями культуры служит Закон «О культуре в Республике Беларусь» от 4 июня 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 14.05.2001 г.), Закон «Об охра-не историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 14.05.2001 г.).

Возможность каждого получить соответствующее образование в го-сударственных учебных заведениях явствует из Закона «Об образовании в Республике Беларусь» от 29 октября 1991 г. (с изменениями и дополне-ниями от 09.11.1999 г.).

При определении места и роли государства в деле обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь следует отметить позитивную тен-денцию усиления юридических гарантий прав и свобод, а не материально-экономических. Под влиянием норм международного права приоритетными становятся гарантии судебной защиты прав граждан, а не механизмы защи-ты административными мерами. При этом формы судебной защиты полу-чили конкретизацию в нормах национального законодательства (Закон «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 г. (с изменениями от 16.06.2000 г.), Закон «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 06.07.1998 г.), Уголовно-процессуальный кодекс Респуб-лики Беларусь, Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь).

Необходимо иметь в виду, что в понятии «обязанности» в Основном законе предполагаются общественно-необходимые меры поведения. Кроме того, в тексте Конституции Республики Беларусь четко отграничены права и обязанности личности от прав и обязанностей граждан Республики Бела-русь. Так, например, только граждане Республики Беларусь несут военную службу, имеют право равного доступа к должностям в государственных органах, финансируют государственные расходы.

Конституция возлагает обязанности не только на граждан, иностран-цев и лиц без гражданства, но и на государственные органы, общественные объединения и трудовые коллективы. Так, например, из конституционного права граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных органов явствует обязанность последних принимать меры, устраняющие нарушения, которые прямо указаны в жалобах граждан.


Конституционные обязанности граждан конкретизируются в отрас-левом законодательстве и при их невыполнении применяются соответст-вующие меры воздействия.

План семинарского занятия

1. Понятие правового статуса личности.

2. Классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан по действующей Конституции Республики Беларусь.

3. Основные механизмы защиты прав и свобод граждан.

4. Основания ограничений прав человека.

5. Права ребенка. Государственная молодежная политика в Респуб-лике Беларусь.

Вопросы для самопроверки

1. Проведите сравнительный анализ понятий «личность» и «гражданин».

2. Каковы основания приобретения и утраты гражданства в Респуб-лике Беларусь?

3. Раскройте смысл понятия «правовой статус личности».

4. Проведите сравнительный анализ правового статуса граждан Рес-публики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства.

5. В чем состоит взаимосвязь прав и обязанностей личности?

6. Каковы основные принципы правового статуса личности?

7. Сравните положения Всеобщей декларации прав человека и Кон-ституции Республики Беларусь, закрепляющие права и свободы граждан.

8. В чем особенность нормативного регулирования системы прав, свобод и обязанностей граждан?

9. Какие основные группы прав и свобод граждан вам известны?

10.Перечислите личные права граждан.

11.Что следует понимать под личной неприкосновенностью, непри-косновенностью частной и семейной жизни?

12.В чем состоит особенность политических прав и свобод?

13.Назовите основные политические права и свободы.

14.Какие основные правила проведения выборов в Республике Бела-русь вам известны?

15.В чем суть права законодательной инициативы граждан?


16.Что включает в себя право граждан на обращение в государствен-ные органы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: