Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 3 страница

1) материальные – награждение именными (ценными) подарками, денежными премиями, повышение в должности (последнее одновременно является мерой морального поощрения);

2) моральные – награждение орденами и медалями, присвоение по-четных званий, награждение почетными знаками, грамотами, занесение на доску почёта, объявление благодарности, досрочное или внеочередное при-своение звания.

Предусмотрены также и меры ответственности государственных служащих:

1) дисциплинарная, за неисполнение или ненадлежащее исполнение
служебных обязанностей, к государственным служащим могут применять-
ся следующие меры дисциплинарных взысканий:

– замечание; – выговор;

– предупреждение о неполном служебном соответствии; – понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

– увольнение с занимаемой должности.

2) административная, за совершение административных проступков.

3) материальная, за причинение ущерба: – полная;

– ограниченная.

4) уголовная, за совершение преступлений.
Законодательством определены условия прекращения службы в го-

сударственном аппарате. В их числе:

– достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

– признание его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;


– лишение его судом права занимать государственную должность в течение определённого времени;

– наличие подтверждённого медицинским заключением заболева-ния, входящего в утверждённый Правительством Республики Беларусь пе-речень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанно-стей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Рес-публики Беларусь.

Ключевым институтом административного права является админи-стративная ответственность, являющаяся одной из основных разновидно-стей юридической ответственности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юри-дическому лицу, признанному виновным и подлежащему административ-ной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь).

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законода-тельных и подзаконных актов. Новый Кодекс Республики Беларусь об ад-министративных правонарушениях принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. и одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г. В нём содержится исчерпывающий перечень административных правонарушений.

Основанием административной ответственности является админист-ративное правонарушение (административный проступок). Уголовная от-ветственность наступает за преступление; дисциплинарная – за дисципли-нарный проступок; материальная – за причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

Административным правонарушением признаётся противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (п.1 ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь).

Признаками административного правонарушения являются: общест-венная вредность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Общественная вредность административного правонарушения выража-ется в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений. Например, при совершении мелкого хулиганства причиняется вред общественному по-рядку, при мелком хищении причиняется вред собственности и т. д.


Противоправность – один из важнейших признаков административ-ного правонарушения. Противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляет-ся невыполнение правовой обязанности. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и является единственным право-вым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Например, жестокое обращение с животными – противоправное деяние, так как запрещено нормой ст. 15.45 Кодекса Республики Беларусь об администра-тивных правонарушениях.

Виновность – не менее важный признак административного право-нарушения. Административным правонарушением признаётся такое дея-ние, которое совершается виновно, в форме умысла или неосторожности. Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только умышленно. Например, присвоение найденного заведомо чужого имущества (ст. 10.6 КоАП РБ), мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП РБ) и др. В то же время уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений чаще всего совер-шается по неосторожности или с косвенным умыслом (ст. 10.8 КоАП РБ).

За административные правонарушения предусмотрены администра-тивные взыскания: предупреждение, штраф, исправительные работы, ад-министративный арест, лишение специального права, лишение права за-ниматься определённой деятельностью, конфискация, депортация, взыска-ние стоимости предмета административного правонарушения. Применение административного взыскания не влечёт судимости (в сравнении с уголов-ными наказаниями) и увольнения с работы (в сравнении с дисциплинар-ными взысканиями). Административное взыскание – это характерный при-знак только административного правонарушения.

Административные взыскания применяются широким кругом упол-номоченных органов и должностных лиц, в то время как уголовные нака-зания только судом. Причём административные взыскания налагаются ор-ганами и должностными лицами на не подчинённых им нарушителей, т. е. между органом (должностным лицом), применяющим меры администра-тивной ответственности, и нарушителем нет отношений служебной или


иной зависимости. В то же время дисциплинарная ответственность приме-няется к рабочим и служащим за совершение дисциплинарного проступка органом (руководителем), которому предоставлено право приёма и уволь-нения работников, либо в порядке подчинённости вышестоящим должно-стным лицом, органом.

Меры административной ответственности применяются в соответст-вии с законами, законодательными и подзаконными актами, регламенти-рующими производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Меры дисциплинарного взыскания применяются в соответствии с Трудовым кодексом или Законом «О госу-дарственной службе в Республике Беларусь».

Субъектами административной ответственности являются физиче-ские и юридические лица.

Административная ответственность применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке, т. е. при реализации органами, должностными лицами своих управленческих полномочий.

Основания для освобождения от административной ответственности:

– освобождение от административной ответственности при мало-значительности правонарушения;

– освобождение от административной ответственности с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность;

– освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим;

– освобождение от административной ответственности военнослу-жащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинар-ных уставов или специальных положений о дисциплине;

– освобождение от административного взыскания или замена адми-нистративного взыскания более мягким вследствие болезни.

План семинарского занятия

1. Понятие, предмет и метод административного права.

2. Государственная служба в Республике Беларусь.

3. Понятие и признаки административного проступка.

4. Понятие и меры административной ответственности.


Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под административным правом?

2. Назовите способы административно-правового регулирования.

3. В чём особенности административно-правовых норм?

4. Как действуют административно-правовые нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц?

5. В чём особенности административно-правовых отношений?

6. Укажите субъекты административно-правовых отношений.

7. Дайте определение государственного служащего.

8. Что понимается под государственной службой?

9. Каким законом регулируется порядок прохождения государст-венной службы?

10.Какие виды поощрений предусмотрены для государственных служащих?

11.Назовите меры ответственности, предусмотренные для государст-венных служащих?

12.В чём особенности административной ответственности?

13.Что является основанием административной ответственности?

14.Чем административная ответственность отличается от уголовной, дисциплинарной, материальной?

15.Назовите виды административных взысканий.

16.Перечислите основания для освобождения от административной ответственности.

Литература

1. Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. / Д.А. Гавриленко, И. И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004.

2. Иванов В.С. Основы права Республики Беларусь. – Мн., 1998.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонаруше-ниях: Текст Кодекса по состоянию на 12 января 2004 г. – Мн.: Амалфея, 2004.

4. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. – Мн., 2001.

5. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Бела-русь. / А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002.


6. Крамник А.Н. О некоторых вопросах административной ответственности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2001. – № 3. – С. 91 – 93.

7. Круглов В. А. Административная ответственность: общие поло-жения / В.А. Круглов. – Мн.: Амалфея, 2004.

8. Круглов В.А. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об ад-министративных правонарушениях: стст. глав 5 и 6. – Мн.: Амалфея, 2002.

9. Круглов В.А. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об ад-министративных правонарушениях: стст. глав 13 и 14. – Мн.: Амалфея, 2001.

10.Круглов В.А. Административные правонарушения в области ох-раны труда, здоровья и собственности: Учеб. пособие. – Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1995.

11.Круглов В.А. Административные правонарушения, подведомст-венные органам внутренних дел. Извлечение из Кодекса Республики Бела-русь об административных правонарушениях: Пособие для работников ОВД. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1996.

12.Круглов В.А. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: Учеб. пособие. – Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1994.

13.Круглов В.А. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: предлагается учесть // Судовы веснік. – 1999. – № 2. – С. 50 – 51.

14.Круглов В.А. Причины правонарушений в современных условиях // Национальная безопасность Республики Беларусь: Современное состояние и перспективы: Матер, респ. науч,-практич. конф. – Мн.: Верховный Совет Республики Беларусью. – 1994. – С. 115 – 117.

15.Круглов В.А., Сачек Т.Н. Административные правонарушения в области торговли, финансов, предпринимательской и другой хозяйствен-ной деятельности: Учеб. пособие. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1997.

16.Круглов В.А. Становление и развитие законодательства о произ-водстве по делам об административных правонарушениях // Тр. Института нац. безопасности Республики Беларусь. – Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 1999. – № 9. – С. 150 – 160.

17.Основы права: Учебник / Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Мн., 1998.

18.Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-з «О государственной службе в Республике Беларусь».


ТЕМА 9. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Основные юридические положения, касающиеся правового регули-рования статуса субъектов гражданского права, заключены в подразделе 2 «Лица» Гражданского кодекса Республики Беларусь. Более детальная рег-ламентация относительно правового положения данных субъектов находит продолжение в базирующемся на Гражданском кодексе специальном зако-нодательстве (законах, декретах, указах и т. п.).

Как явствует из самой структуры Гражданского кодекса Республики Беларусь, всех лиц (субъектов) гражданского права следует подразделять на 3 основные категории:

1) граждане (физические лица). При их характеристике необходимо руководствоваться положениями гл. 3 Гражданского кодекса;

2) юридические лица. Изучение их правового статуса предполагает знание гл. 4 Гражданского кодекса;

3) Республика Беларусь и административно-территориальные едини-цы. Их участие в отношениях, регулируемых гражданским законодательст-вом, предусмотрено гл. 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

При изучении правового положения граждан как субъектов граждан-ско-правовых отношений следует обратить внимание на то, что слову «гражданин» в большинстве статей Гражданского кодекса придается не совсем то значение, которое обычно соответствует данному термину. Это означает, что участвовать в гражданско-правовых отношениях могут не только граждане Республики Беларусь, но также иностранцы и лица без гражданства, т. к. в частноправовой сфере, которую регулируют нормы гражданского права, они имеют практически те же права и обязанности, что и граждане Республики Беларусь. В этом состоит принципиальное от-личие правового положения физических лиц в гражданском праве от пра-вового положения индивидов в сферах публичного права (конституцион-ного, административного, налогового и т. п.). В области публичных право-отношений иностранцы и лица без гражданства обладают значительно меньшими правами и обязанностями, чем граждане Беларуси (не могут за-нимать государственные должности, избираться в высшие представительные органы государственной власти, организовывать политические партии и т. п.).

Особого внимания при характеристике правового статуса физических лиц заслуживает изучение вопроса о правоспособности и дееспособности граждан, как основных юридических качествах индивидов, которые позво-ляют и самостоятельно выступать в качестве субъектов гражданского права.


Понятие правоспособности гражданина дается в ст. 16 ГК РБ, а при-мерный перечень имущественных и личных неимущественных прав граж-дан указан в ст. 17 ГК РБ. Следует иметь в виду, что равенство правоспо-собности для всех без исключения граждан Беларуси не означает равенства объема конкретных субъективных прав, принадлежащих гражданам, по-скольку гражданская правоспособность означает юридическую, а не фак-тическую способность быть носителем гражданских прав и обязанностей.

К тому же, способность иметь отдельные права связана с достижением гражданином определенного возраста (например, завещать свое имущество).

При рассмотрении данного вопроса важно определить, какие из прав, перечисленных в ст. 17 ГК РБ, основываются на конституционных нормах. Для этого необходимо обратиться к уже изученному вопросу об основных конституционных правах, свободах и обязанностях белорусских граждан (раздел II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, госу-дарство»). Заметим также, что в ст. 17 ГК РБ содержится лишь примерный перечень прав, входящих в состав правоспособности граждан, т. е. инди-вид, может иметь любые имущественные и неимущественные права и не-сти обязанности, за исключением запрещенных законом.

В ст. 18 ГК РБ подробно регламентированы вопросы, связанные с правом гражданина на имя. Это право подробно регламентируется как нормами национального, так и международного права, поэтому важно знать содержание ст. 24 Международного пакта о гражданских и полити-ческих правах, ст. 7 Конвенции о правах ребенка, ст. 69 Кодекса Республи-ки Беларусь о браке и семье.

Поскольку одним из необходимых условий возникновения, осущест-вления и защиты гражданских прав и обязанностей является определение места жительства гражданина, важно проанализировать содержание стст. 19, 38, 41, 297, 1036 ГК РБ.

Наряду с характеристикой правоспособности гражданина следует со-ставить ясное представление о таком юридическом качестве физического лица, как его дееспособность. Если правоспособность индивида означает способность иметь гражданские права и обязанности, то дееспособность предполагает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 20 ГК РБ), т. е. дееспособность, в отличие от правоспособности, не может быть в равном объеме у всех физических лиц (все зависит от возраста, психического здо-ровья, жизненного опыта и тому подобных факторов).


Важно учитывать, что в ГК РБ законодатель устанавливает возрас-тные группы, в соответствии с которыми физические лица различаются друг от друга по объему прав и обязанностей. Это следующие группы:

– малолетние до 14 лет;

– несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет;

– совершеннолетние (достигшие 18-ти летнего возраста).

Характеризуя правовое положение малолетних (до 14-ти лет), следу-ет изучить стст. 17, 28, 32, 34, 35, 36 ГК РБ, уделив особое внимание роли опеки в реализации и защите юридических прав малолетних граждан. Не-обходимо остановиться и на характеристике деликтоспособности малолет-них, т. е. пределах их гражданско-правовой ответственности за причинен-ный вред. В данном случае следует рассмотреть стст. 942, 944 гл. 58 ГК РБ.

При характеристике правового статуса несовершеннолетних от 14 до 18 лет необходимо обратиться к анализу стст. 25, 33, 34, 35, 36 ГК РБ, уде-лив особое внимание назначению попечительства в реализации и защите законных интересов прав несовершеннолетних граждан, различая данное понятие и уже рассмотренный термин «опека». Объем имущественной от-ветственности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определяет-ся стст. 943, 944 гл. 58 ГК РБ. Изучение необходимых норм гражданского законодательства, касающихся правового статуса лиц, не достигших 18 лет, должно основываться на понимании того, что объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет значительно больше объе-ма дееспособности малолетних (не достигших 14-летнего возраста).

Изучая объем юридических прав и обязанностей полностью дееспо-собных граждан (т. е. достигших 18-летнего возраста), необходимо отме-тить, что в соответствии с п. 3. ст. 20 ГК РБ все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством, и даже физические недостатки, болезнь, ограничивающие либо препятствующие гражданину самостоятельно осуществлять свою правоспособность, не влияют на дееспособность гражданина, если только нет оснований для признания такого гражданина недееспособным вследствие психического расстройства либо ограниченно дееспособным вследствие злоупотребле-ния спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотроп-ными веществами.

В полном объеме гражданская дееспособность возникает по дости-жении 18-летнего возраста, следует данную норму воспринимать лишь как общее правило, из которого ГК РБ знает несколько исключений:

1) вступление в брак до достижения 18 лет (п. 2. ст. 20 ГК РБ);

2) занятие предпринимательской деятельностью в установленном за-коном порядке с 16-летнего возраста (ст. 26 ГК РБ);

3) работа по трудовому договору (контракту) по достижении 16 лет.


Последние два случая охватываются единым понятием «эмансипа-ция», которое является новым для белорусского законодательства. Если же вопрос об эмансипации несовершеннолетнего решается в судебном поряд-ке, то такой порядок определяется стст. 377, 378 Гражданского процессу-ального кодекса Республики Беларусь. Лица, ставшие дееспособными вследствие вступления в брак либо объявленные дееспособными в резуль-тате эмансипации, имеют те же права и обязанности, что и лица, достиг-шие 18-летнего возраста, т. е. над ними прекращается попечительство, они вправе самостоятельно заключать любые сделки, отвечают как по дого-ворным обязательствам, так и по обязательствам, возникающим вследст-вие причинения вреда, завещают и наследуют имущество и т. п.

В гл. 3 «Граждане» (физические лица) включены специальные нор-мы, регулирующие предпринимательскую деятельность гражданина. За-метим, что понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 1 ГК РБ, в то время как ст. 22 ГК РБ уточняет, что понимается под предприни-мательской деятельностью гражданина. Важно понимать, что законода-тельство разрешает гражданину заниматься предпринимательской дея-тельностью без образования юридического лица. Детализация этого права находит отражение в п. 26 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, ут-вержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11. В ст. 31 ГК РБ указываются обстоятельства, при которых пред-принимательская деятельность может быть ограничена, а в ст. 24 доста-точно подробно говорится об экономической несостоятельности (банкрот-стве) индивидуального предпринимателя.

Раскрывая содержание понятия ограничения дееспособности граж-данина, важно установить, что для ограничения дееспособности несовер-шеннолетних и совершеннолетних граждан существуют разные обстоя-тельства. Для этого необходимо провести сравнительный анализ п. 4 ст. 25 и ст. 30 ГК РБ, а также выяснить, в чем заключается роль попечительства (ст. 33 ГК РБ). Однако правовое значение попечительства не следует ото-ждествлять с патронажем (ст. 37 ГК РБ), при котором права подопечного не ограничиваются.

При освещении вопроса о способности гражданина своими дейст-виями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, необходимо отметить не только значение возраста индивида, но и его психического состояния. Необходи-мо, чтобы гражданин обладал способностью понимать значение своих дей-ствий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения. Поэтому в ст. 29 ГК РБ содержится правило о том, что гражданин, который вследст-


вие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не мо-жет понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Сам порядок признания гражданина не-дееспособным определяется стст. 373 – 376 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Ответственность за вред, причиненный таким гражданином, определяется по правилам ст. 945 гл. 58 ГК РБ. Здесь уместно выяснить роль уже рассмотренного нами института опеки. Важно также от-метить, что признание гражданина недееспособным вовсе не означает, что гражданин лишается правоспособности. В отличие от дееспособности, ли-шить правоспособности гражданина не может никто, т. к. согласно ст. 16 ГК РБ правоспособность гражданина прекращается только его смертью.

Рассмотрение юридических лиц в качестве субъектов гражданского права предполагает изучение гл. 4 ГК РБ, где дается перечень их организа-ционно-правовых форм. Общие положения о юридических лицах, где оп-ределяется понятие юридического лица, вопросы его образования, реорга-низации и ликвидации, наименования и места нахождения, указаны в пара-графе 1 гл. 4 ГК РБ. При характеристике юридического лица особое вни-мание следует уделить изучению таких его признаков, как организацион-ное единство, обособленность имущества, способность самостоятельно от-вечать по всем своим обязательствам принадлежащим имуществом, воз-можность выступать в гражданском обороте от своего имени, способность выступать в суде в качестве истца или ответчика.

Структура гл. 4 ГК РБ показывает, какие разновидности юридиче-ских лиц предусмотрены законодательством. Поэтому анализ их организа-ционно-правовых форм должен строиться по следующей схеме:

1) хозяйственные товарищества и общества;

2) производственные кооперативы;

3) унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации.

При выявлении особенностей организации и деятельности хозяйст-венных товариществ и обществ следует знать, что параграф 2 гл. 4 ГК РБ устанавливает закрытый перечень хозяйственных товариществ и обществ. Это, в частности, означает, что хозяйственные товарищества могут высту-пать только в формах полного товарищества (стст. 66 – 80 ГК РБ) и ком-мандитного товарищества (стст. 81 – 85 ГК РБ), а хозяйственные обще-ства могут функционировать исключительно в форме обществ с ограни-ченной ответственностью (стст. 86 – 93 ГК РБ), обществ с дополнитель-ной ответственностью (стст. 94 – 95 ГК РБ) или акционерных обществ (от-крытых и закрытых) (стст. 96 – 104 ГК РБ).


Особое внимание необходимо уделить правовому статусу дочерних и зависимых обществ (стст. 105 – 106 ГК РБ). Дело в том, что комментируе-мые статьи Гражданского кодекса впервые в Республике Беларусь на уровне закона регламентируют такое важное экономическое и правовое явление, как группа юридических лиц, выступающих в имущественном обороте в качестве определенного и правового единства. Отметим, что до-черние (зависимые) и основные общества не представляют особой органи-зационно-правовой формы юридического лица (функционируя в рамках регулирования хозяйственных обществ и товариществ), хотя могут назы-ваться и иначе: «хозяйственная группа» и «холдинг». Помимо ГК РБ пра-вовое регулирование осуществляется на основе Указа Президента 1995 г. № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Указом Пре-зидента 1997 г. № 166), а также Постановления Совета Министров Респуб-лики Беларусь 1993 г. № 250 «О холдингах, создаваемых в процессе прива-тизации» (с последующими изменениями и дополнениями на 1999 г.) и За-кона Республики Беларусь 1992 г. «О противодействии монополистиче-ской деятельности и конкуренции».

Отдельной категорией юридических коммерческих лиц ГК РБ преду-сматривает унитарные предприятия (стст. 113 – 115 ГК РБ). Отличитель-ной особенностью унитарных предприятий является то, что их учредители имеют право собственности на имущество данного юридического лица. Унитарные предприятия предусмотрены как для государственной собст-венности (Республики Беларусь либо административно-территориальных единиц), так и для частной собственности (физического лица, супругов, крестьянского (фермерского) хозяйства, потребительского общества и др.).

Изучая вопрос о некоммерческих организациях, следует выделить главный признак, объединяющий их в единую группу. Дело в том, что не-коммерческие юридические лица имеют цели, не связанные с хозяйствен-ной (предпринимательской) деятельностью. Такой деятельностью они мо-гут заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для достиже-ния их уставных целей, причем исключена возможность распределять по-лученную прибыль между своими участниками (членами). Законодатель-ство Республики Беларусь предусматривает, что некоммерческие органи-зации могут создаваться в следующих формах:

– потребительский кооператив;

– общественные и религиозные организации (объединения);

– фонды;


– учреждения;

– объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Для изучения данной категории юридических лиц достаточно озна-комления со стст. 116 – 123 ГК РБ, хотя следует помнить, что особенности правового положения таких организаций определяются специальным зако-нодательством.

Особенностью участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским зако-нодательством, является то, что данные субъекты выступают на равных с другими участниками – физическими и юридическими лицами. Действи-тельно, в большинстве правоотношений (конституционных, администра-тивных, уголовных, финансовых, земельных и т.п.) государство и админи-стративно-территориальные единицы выступают как субъекты, наделен-ные властными полномочиями, и действуют через систему своих органов, имеющих определенную компетенцию.

В гл. 5 (стст. 124 – 127 ГК РБ) указаны лишь основные положения, касающиеся порядка участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях. Конкретные ситуации предусмотрены в иных частях ГК РБ: в отношениях собственно-сти (стст. 214 ГК РБ); в обязательственных правоотношениях (ст. 938 ГК РБ); в отношениях по наследованию (ст. 1037 ГК РБ) и т.д.

Следует учитывать то обстоятельство, что участие в гражданских правоотношениях Республики Беларусь и административно-территориальных единиц предопределяется сложившимися в нашем госу-дарстве отношениями собственности. Поэтому при изучении данного во-проса важно иметь представление о том, какие формы государственной собственности предусмотрены в Республике Беларусь. Для этого необхо-димо обратиться к изучению стст. 213, 215, 216 гл. 13 ГК РБ.

План семинарского занятия

1. Физические лица как субъекты гражданского права.

2. Понятие и признаки юридического лица.

3. Основные организационно-правовые формы юридических лиц в Республике Беларусь.

4. Республика Беларусь и административно-территориальные еди-ницы в качестве субъектов гражданского права.


Вопросы для самопроверки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: