Цель: основными положениями инструкции по приготовлению жидких лекарственных форм.
Задачи обучения:
- ознакомить студентов с основными терминами и понятиями по данной теме;
- сформировать теоретические знания (когнитивный компонент);
-привить практические навыки по приготовлению жидких лекарственных форм (операциональный компонент);
- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);
- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство жидких лекарственных средств (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);
- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.
Основные вопросы темы:
1. Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация.
2. Характеристика и классификация водных растворов как лекарственных форм. Использование теории растворов в технологии лекарственных форм.
3. Характеристика растворимости веществ по ГФ.
4. Растворители, применяемые при приготовлении жидких лекарственных форм.
5. Способы получения дистиллированной, очищенной воды, аппаратура применяемая при этом. Требования ГФ РК к дистиллированной воде.
6. Технологические операций, необходимые при приготовлении жидких лекарственных форм.
7. Способы обозначения концентрации растворов в рецептах.
8. Использование различных приемов для ускорения растворении лекарственных веществ (особые случаи растворение).
9. Применение в аптечной практике процеживания и фильтрования. Материалы и аппаратура, необходимые для этого.
10. Подбор посуды и пробок при отпуске жидких лекарственных форм.
11. Упаковка, оформление и оценка качества водных растворов.
12. Концентрированные растворы. Определение. Характеристика. Преимущества использования концентрированных растворов. Приказ МЗ РК № 142 раздел: «Концентрированные растворы».
13. Условия и особенности технологии концентрированных растворов.
14. Разбавление и укрепление концентрированных растворов. отклонения допустимые в концентрации при их изготовлении (приказ МЗ РК № 142).
15. Условия и сроки хранения концентрированных растворов для бюреточной установки.
16. Неводные растворы. Растворители используемые при приготовлении неводных растворов и их характеристика.
17. Особенности технологии неводных растворов на летучих и нелетучих растворителях, отличие от технологии водных растворов.
18. Этанол как растворитель. Способы разбавления.
19. Технология капель (водные и неводные). Проверка доз ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях.
20. Оценка качества неводных растворов и капель.
Форма обучения: лабораторное
Методы обучения и преподавания: презентации,работавмалых группах, устный опрос методами «цепочки».
Выписать рецепт, произвести расчеты, описать физико-химические свойства ингредиентов, технологию с теоретическим обоснованием следующих прописей:
1. 10 13о 1 8. 15 4о 8
2. 17 1о 13 9. 5 17 11
3. 16 6о 9 10. 4 16 6о
4. 2 16о 12 11. 18о 3о 1о
5. 7о 15о 3 12. 17о 2 о 13
6. 6 18 11 13. 3 15 10
7. 21 5о 8о 14. 2 14 12
Рецепты выписать из «Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм» под ред. Т.С. Кондратьевой, стр. 61-63.
Литература:
основная:
2. Технология лекарственных форм. (Под ред. Т.С.Кондратьевой). – М.,Медицина.– 1991.–1-й том.– 495 с.
3. Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм.– (Под ред. Т.С. Кондратьевой). – М., 1986.– 287 c.
дополнительная:
1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.
2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.
3. ГФ СССР Х издания М., Медицина.– 1968.
4. ГФ СССР ХI издания М., Медицина.– 1987.– том 1.– 1988.– том 2.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.
6. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовле-ния лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.
7. Муляр А.Г. Общая рецептура: учеб.пос. – М., 2009.–80 с.
Заключительный контроль (тестирование):
Вариант 1
1. Коэффициент увеличения объема – это: (1)
1) прирост объема дисперсной системы при растворении или суспендировании 1,0 лекарственного вещества (средства)
2) количество воды, удерживаемое 1 г растительного сырья стандартной
степени измельчения
3) количество лекарственного вещества, которое замещает 1 г жировой основы
4) количество жировой основы, которое замещает 1 г лекарственного вещества
5) количество натрия хлорида, создающее в одинаковых условиях осмотическое
давление равное осмотическому давлению 1 г лекарственного вещества
1. Для получения воды очищенной применяют: (3)
1) обратный осмос
2) прямой осмотический процесс
3) седиментацию
4) электродиализ
5) ионный обмен
2. В массо-объемной концентрации изготавливают растворы: (3)
1) масляные
2) глицериновые
3) водные
4) защищенных коллоидов
5) спиртовые
3. Растворителем в растворе является вещество: (3)
1) выписанное в большем объеме
2) изменяющее агрегатное состояние в процессе растворения
3) не изменяющее своего агрегатного состояния
4) с растворяющей способностью по принципу подобия
5) выписанное в меньшем объеме
4. Лекарственные вещества в растворах по агрегатному состоянию могут быть: (1)
1) только жидкие
2) только жидкие и газообразные
3) жидкие, газообразные, твердые
4) только газообразные
5) только жидкие и твердые
5. Для учета изменения объема, возникающего при растворении вещества, используют при расчетах коэффициент: (1)
1) обратный заместительный
2) водопоглощения
3) увеличения объема
4) расходный
5) преломления
6. К особенностям изготовления 1% раствора кислоты аскорбиновой для новорожденных относятся: (3)
1) асептические условия изготовления
2) изготовление на свежеполученной воде очищенной
3) заполнение флаконов на 2/3 объема
4) заполнение флаконов доверху
5) отсутствие стерилизации термическим методом
7. Процесс образования растворимой соли применяют при изготовлении растворов: (1)
1) фурацилина
2) ртути дихлорида
3) осарсола
4) перманганата калия
5) борной кислоты
8. Процесс образования растворимого комплексного соединения
применяют для получения водных растворов: (2)
1) йода
2) серебра нитрата
3) ртути дийодида
4) свинца ацетата
5) этакридина лактата
9. При уменьшении размера частиц калия перманганата при изготовлении растворов его диспергируют в присутствии: (2)
1) глицерина
2) эфира
3) этанола
4) воды
5) без добавления вспомогательной жидкости
Вариант 2
1. Не используют процессы нагревания, измельчения и тщательного перемешивания при изготовлении растворов: (2)
1) глютаминовой кислоты
2) натрия гидрокарбоната
3) фурацилина
4) хлоралгидрата
5) калия перманганата
2. Нагревание - необходимый фактор получения водных растворов: (2)
1) йода
2) кислоты борной
3) фурацилина
4) камфоры
5) протаргола
3. Концентрация йода в растворе Люголя для внутреннего применения составляет: (1)
1) 5%
2) 3%
3) 1%
4) 0,5%
5) 2%
4. Найдите количество H2O, нужное для приготовления 1000 мл 20% раствора NaBr из 21% раствора NaBr: (1)
1) 50 мл
2) 40 мл
3) 60 мл
4) 150 мл
5) 30 мл
5. Рассчитать количество NaBr для укрепления: (1)
1) 4,1
2) 3,1
3) 0,1
+4) 2,1
5) 1,1
6. При изготовлении растворов по массе дозируют все жидкости кроме: (1)
1) бензил бензоата
2) метилсалицилата
3)эфира медицинского
4)спирта этилового
5)глицерина
7. Изготовление растворов на нелетучих растворителях проводят: (1)
1) как и на летучих растворителях
2) по алкоголеметрической таблице
3) по массе и объему
4) по массе
5) по объему
8. Как определяется концентрация спирта: (1)
1) спиртомерами
2) по плотности
3) рефрактометрически
4) химическим методом
5) биологическим методом
9. Какие летучие растворители используют в аптечной практике: (1)
1) этиловый спирт, хлороформ, эфир
2) масла растительные
3) глицерин
4) вазелин
5) вода
10. Как готовят растворы на нелетучих растворителях: (1)
1) при нагревании
2) при взбалтывании
3) при растирании
4) при смешивании
5) при измельчении