Проблема, таким образом, сводится к выработке конкрет-ной технологии (методики и процедур) оценки эффектив-ности социальной политики, прежде всего, корпоративной. Проблема оценки эффективности социальной политики, как социальных инвестиций и социального партнерства, возни-кает на всех этапах: при планировании конкретных программ и проектов, при их обосновании, при подведении итогов про-веденной работы.
Ситуация усугубляется многовекторностью и разнообра-зием форм социальных инвестиций и социального партнер-ства, комплексным характером самой проблемы эффектив-ности.
Во-первых, это различие содержания социальных инве-етиций в зависимости от их направленности. Социальные инвестиции могут быть направлены на:
• внутреннюю среду компании, включая вложения в человеческий капитал (рост компетентности работников, охрану труда, технику безопасности, развитие корпоратив-ной культуры и т.д.);
• внешнюю среду компании: благоустройство, охрану окружающей среды, ЖКХ, социальную поддержку и защиту некоторых групп населения, поддержку и развитие здраво-охранения, образования, культуры и искусства, конфессио-нальной деятельности, здорового образа жизни.
|
|
Перечень таких направлений оказывается не просто широк, а еще и весьма специфичен, учитывая местные усло-вия и особенности.
Во-вторых, весьма неоднозначен сам характер оценки. Эффективность социальных инвестиций и социального парт-нерства может оцениватъся, как минимум, с двух основных позиций.
1. Их эффективность для общества. Тогда социальные инвестиции будут рассматриваться как совокупность ранее недоступных благ, будет учитываться количество людей их получивших, в конечном итоге, будет важна собственно сумма затрат на эти инвестиции. И тогда оценка проста: «чем болыпе дал, тем лучше», с перспективой превращения бизнеса в источник финансовых поступлений, своеобразную «социальную ренту».
2. Их эффективность для бизнеса: что эти затраты дали развитию самого бизнеса (достижение большей известности, динамика общественного мнения, рост финансовых показа-телей, капитализации).
В-третьих, надо отдавать себе отчет в комплексном харак-тере самого концепта «эффективность». Можно различать, как минимум, три вида эффективности:
• результативность = Р/Ц — отношение полученного результата к поставленной цели: та деятельность более эффективна, в которой результаты в наибольшей степени реализуют цели (желаемые результаты);
• экономичность = Р/3 — отношение результатов к затратам ресурсов: та деятельность более эффективна, которая позволяет получить тот же результат с меныпими затратами;
|
|
• целесообразность = Ц/П — отношение целей к реаль-ным социальным проблемам: та деятельность более эффек-тивна, которая позволяет решить реальные социальные проб-лемы.
Уже из предварительного рассмотрения видов и направ-лений оценки эффективности социальной политики видно, насколько это многомерная, комплексная и даже междисци-плинарная проблема. Так, если эффективность, как и эконо-мичность, является вопросом, требующим преимущественно экономической компетентности, то оценка эффективности как результативности, а тем более как целесообразности, включает в себя социологическую и политологическую ана-литику.
Наконец, в-четвертых, следует различать уровни реали-зации и оценки эффективности корпоративной социальной политики, учитывая ее конкретные направления (мероприя-тия), компании и регионы.
Корпоративная социальная политика должна быть орга-низована таким образом, чтобы характеристики эффектив-ности на каждом из уровней анализа не вступали в проти-воречие, а дополняли друг друга. Например, достижение сиюминутных целей проекта не должно негативно сказы-ваться на долговременной перспективе, на позиции и репу-тации компании, идти вразрез со стратегией ее развития.
Особый интерес представляет собой возможность срав-нения степени социальной ответственности различных компаний. Как можно сравнивать компании разного про-филя деятельности и разного масштаба? Можно ли вообще сравнивать между собой, например, компании «Газпром» и «Вимм-Билль-Данн», РАО «ЕЭС России» и «Бритиш Аме-рикен Тобакко Россия», «Норникель» и «Микоян»? В каж-дой сфере деятельности свои способы оценки результатов, свои принципы организации.
Экспертами России и других стран постоянно предприни-маются попытки выработки таких оценочных показателей. Чаще всего это предполагает проведение специальных иссле-дований на самом предприятии и вне его, т.е. влечет за собой существенные организационные и кадровые затраты, что затрудняет применение методики к широкому кругу пред-
приятий и организаций. Задача, таким образом, состоит в создании методики, соответствующей уже наработанному опыту, с одной стороны, а с другой, открывающей возмож-ности оценки и самооценки на основе стандартных данных учета и отчетности. На этой основе могут быть разработаны упрощенные формы социальной отчетности и социального аудита предприятий малого и среднего бизнеса, а также отраслевые и региональные методики оценки эффективно-сти социальных инвестиций и социалытого партнерства.