1.1.Характеристика портов захода и расстояния между ними
Портом загрузки (отправления) является Рангун. Этот порт считается основным портом Мьянмы и находится на реке Рангун в 50 км от залива Мартабан. Порт включает в себя внешнюю и внутреннюю гавани и располагает более чем 30 причалами с оборудованием для обработки нефти, угля и генеральных грузов. В порту имеются 2 больших понтонных причала для приема и посадки пассажиров на суда, 24 понтонных и 26 постоянных грузовых причалов для речных судов. Для обработки транзитных грузов предназначены 15 плавучих причалов; имеются склады для хранения транзитных грузов. Порт находится в сезонной тропической зоне Бенгальского залива, т.е. с 1 декабря по 30 апреля действует тропическая зона, а с 1 мая по 30 ноября – летняя. Порт позволяет заход судов с длиной до 168 м и максимальной осадкой 8,5 м.
Промежуточный порт (порт захода) – Хайфа – торговый порт Израиля. Порт состоит из основного порта и более мелкой гавани Кишон. Хайфа обрабатывает большинство грузов и предоставляет широкий спектр услуг. Площадь акватории порта – 1 066 000 м2. В порт могут заходить суда дедвейтом до 80 000 т, при этом основной порт позволяет передвижение судов с осадкой до 13 м, в то время как гавань Кишон лимитирует эту величину и может посещаться судами с осадкой до 9,5 м. Порт имеет в наличии современное перегрузочное оборудование, том числе краны грузоподъемностью до 300 т.
|
|
Порт назначения (выгрузки) – Николаев. Порт расположен в городе Николаеве у левого берега излучины реки Южный Буг, в 35 км вверх по течению от места впадения реки в Днепровский лиман. Порт соединен с морем Бугско-Днепровско-Лиманским каналом. Навигация в порту длится круглый год. Вода в лимане – пресная. Акватория порта от ветров не защищена, поэтому малым судам укрыться в ней нельзя. Для плавания по Бугско-Днепровско-Лиманскому каналу и акватории порта допускаются суда длиной до 215 м и осадкой в грузу до 9,8 м. Акватория порта разделена на два рейда: Восточный и Западный.Восточный рейд предназначен для постановки на якорь крупнотоннажных и глубокосидящих судов, Западный – для малотоннажного флота. В распоряжении порта имеются портальные краны, автопогрузчики, тягачи, ролл-трейлеры и другие средства механизации.
Расстояния между заданными портами следующие:
Рангун – Хайфа – 4865 м.миль;
Хайфа – Николаев – 1230 м.миль.
Таким образом протяженность трассы перехода – 6095 м.миль.
Основные данные по портам, а также участкам рейса, накладывающих ограничения на скорость судна представлены в табл.1.1.
Таблица 1.1. Характеристика портов и магистральных узкостей
|
|
Наименование порта или участка трассы | Подходные каналы | Глубина, м | Наличие пере-грузочного оборудования | Действующие зоны и сезонные районы | |||||
длина, миль | ширина, миль, метров | глубина, метров | ограниченная скорость, узлов | у причалов | на акватории | ||||
Рангун | - | - | - | - | 4,5-9 | 9-10 | Краны, конвейер для перегрузки риса в мешках | тропики | |
Суэцкий канал | 87,5 | 110-200 м | - | - | - | тропики | |||
Хайфа | - | - | - | - | 4,6-12,5 | 9,5-13,5 | Портальные краны, трубопровод, погрузчики и др. | лето | |
пр.Дарданеллы (от выхода из Эгейского моря до порта Чанаккале) | 9,5 | 0,7-10 миль | 53-106 | - | - | - | лето | ||
пр. Босфор | 16,2 | 0,4-2 мили | 38-80 | - | - | - | лето | ||
Николаев | 100 м | 10,6 | - | 6-10,5 | 10,5-12 | Портальные краны, погрузчики, тягачи и др. | лето | ||
1.2. Транспортные характеристики грузов
Удобрения – минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Гигроскопические, пылящие грузы. Длительное вдыхание пыли в концентрациях, превышающих допустимые, приводит к развитию хронического воспаления слизистой оболочки трахеи и бронхов, изменениям функций печени и почек. Тара: шестислойные мешки из битумированной мешочной бумаги. Вентиляции не требуют. Обладают способностью сильно слеживаться. Минеральные удобрения нельзя смешивать, так как многие их сочетания могут самовозгораться и взрываться. При соединении с водой большинство удобрений растворяются, многие из них могут активизировать процесс коррозии корпуса, поэтому при постоянных перевозках рекомендуется использовать антикоррозионные покрытия металлических конструкций судов, а льяльные колодцы держать сухими. Принимаются счетом мест с оценкой качества тары. Поврежденные места тарируются в запасные мешки, которые выдаются отправителям груза согласно существующим нормам. Груз в поврежденной таре принимается фактической массой, которая определяется на весах порта в присутствии представителя судна и таможни.
Чугун – сплав, получаемый из железорудных материалов в доменных печах; основная масса перерабатывается в сталь. Нейтральный груз. Предъявляется к перевозке в чушках разнообразной формы и размеров, которые пакетируются для ускорения дальнейших перегрузочных операций. Чугун в пакетах принимается к перевозке по количеству грузовых мест. Масса груза определяется отправителем по массе, указанной на грузовых местах.
Ткани для специальной одежды – предназначены для защиты работающих от воздействия воды, огня, кислот, щелочей и пр. В силу своих свойств, не требуют особых условий для защиты их от воздействия окружающей среды. В какой-то мере подвержены механическим повреждениям. Предъявляются к перевозке в кипах. Применяют мягкую упаковку в кипы без планок с двумя обвязками тонкой стальной лентой. Груз принимается к перевозке, а также выдается получателям по числу мест. При приеме на судно производят наружный осмотр груза, проверяя чистоту грузовых мест, наличие пломб и контрольных лент, маркировку и соответствие отправительской и транспортной маркировок с данными, указанными в грузовых документах.
Целлюлоза – продукт тепловой, химической и механической обработки растительных волокон, древесины, соломы и др. Используется для изготовления бумаги, картона, целлофана, пленок, лаков и др. товаров. К морской перевозке предъявляется в виде пластин, упакованных в кипы. В зависимости от степени просушки целлюлоза содержит то или иное количество влаги, которую она очень легко отдает. Целлюлоза выделяет влагу не только в результате испарения, но и в результате «отжима» нижних слоев верхними, если штабель целлюлозы в трюме достаточно большой. Хотя целлюлоза является влажным грузом, нужно оберегать ее от влаги, так как она легко впитывает избыточную влагу. Кипы при намокании разбухают и могут разорвать стягивающие ленты, что резко понижает качество груза. Пластины целлюлозы при подмочке плесневеют и загнивают. Обычно кипы целлюлозы обертывают в два слоя небеленой целлюлозой и стягивают двумя полосами стальной ленты или четырьмя поясами стальной проволоки. Прием и сдача груза производятся счетом мест. Масса целлюлозы может сильно отличаться в момент приемки и в момент сдачи груза из-за различной влажности.
|
|
Обувь – кожаные, из кожезаменителя, войлочные, меховые и пр. изделия. Тара: ящики фанерные, причем обувь, как правило, предварительно упакована в потребительскую тару (картонные коробки). Гигроскопический груз, при повышенной влажности активизируется деятельность микроорганизмов; груз может плесневеть; при низкой относительной влажности и высокой температуре (кожаные изделия) трескается, ухудшает свои свойства и товарный вид. Некоторые изделия имеют слабовыраженный запах. Груз несовместим с пылящими, выделяющими влагу, запах, тепловыделяющими, а также иногда с восприимчивыми к посторонним запахам грузами. Не следует поверх их укладывать другие грузы (ящики, коробки, бочки), особенно, если есть вероятность вытекания из них содержимого в экстремальных ситуациях. Оптимальная относительна влажность – 65-70%. Сам по себе груз не требует вентиляции, однако при резком снижении температуры наружного воздуха вентиляция должна быть использована для предотвращения (уменьшения интенсивности) образования конденсата в грузовых помещениях во избежание подмочки тары и груза. Не допускается совместная перевозка с пищевыми грузами. Сдают и принимают груз счетом мест, тщательно осматривая каждое грузовое место.
Пробка – ценный наружный слой покровной ткани тропических растений (пробковый дуб, амурское дерево, бархатное дерево и пр.). Очень легкая, непроницаемая для газов, используется как изоляционный материал в промышленности, также в медицине и быту. Гигроскопический груз; при увлажнении, а тем более подмочке, плесневеет; подвержен деятельности микроорганизмов, активность которых возрастает с повышением температуры и относительной влажности; при перевозке в условиях высоких температур и низкой относительной влажности – крошится, при этом ухудшается товарный вид и снижается качество и стоимость. Оптимальная относительная влажность около 75%.Предъявляется к перевозке в кипах, обшитых паковочной тканью, стянутых металлическими лентами. Вентиляция должна быть использована для предотвращения (уменьшения интенсивности) образования конденсата и поддержания (по возможности) оптимальной относительной влажности. Груз, как правило, требует фитосанитарного (карантинного) контроля. Прием и сдача груза производятся счетом мест, при этом необходимо обращать внимание на качество упаковки кип (упаковочная ткань должна быть прочной и чистой, а металлические ленты и проволока на кипах – целыми).
|
|
Цинк – серебристо-белый металл. На воздухе покрывается защитной пленкой оксида. Нейтральный груз. Предъявляется к перевозке в виде чушек стандартной формы, которые укладываются в пакеты способом «вперевязку» и крепят (скручивают) толстой проволокой, изготовленной из того же металла. При отгрузке на судно пакеты не взвешивают. Их отгружают по количеству мест и массе, по которой груз был принят портом от железной дороги, и эту массу и количество мест указывают в коносаменте.
Транспортные характеристики грузов представлены в табл.1.2.
Таблица 1.2. Транспортные характеристики грузов.
Наимено-вание груза | Вид тары | Размеры грузового места, мм | Объем, м3 | Коэфф. трюмной укладки | УПО, м3/т | Высота штабе- лирова-ния | Нормы расхода | ||||
длина | ширина | высота | места | удельный | сепа- рации | креп- ления | |||||
удобрения | мешки | 0,064 | 1,28 | 1,14 | 1,46 | 7,0 м | 0,003 | 0,003 | |||
чугун | пакеты | 0,378 | 0,252 | 1,43 | 0,36 | - | 0,011 | 0,011 | |||
ткани | кипы | 0,234 | 3,34 | 1,25 | 4,18 | 10 рядов | 0,003 | 0,003 | |||
целлюлоза | кипы | 0,23 | 1,28 | 1,25 | 1,6 | 9 рядов | 0,003 | 0,003 | |||
обувь | ящики | 0,12 | 2,07 | 1,25 | 2,59 | 4,0 м | 0,003 | 0,003 | |||
пробка | кипы | 0,561 | 7,008 | 1,25 | 8,76 | 6,0 м | 0,003 | 0,003 | |||
цинк | пакеты | 0,212 | 0,177 | 1,41 | 0,25 | - | 0,011 | 0,011 |
При загрузке помещений и судна в целом различными грузами физико-химические свойства грузов, технические условия и правила перевозки служат основанием для их размещения на судне с точки зрения совместимости.
При составлении таблицы совместимости грузов удобно пользоваться следующей кодировкой:
1 - «совместная перевозка на одном судне запрещена»;
2 - «через отсек от....» - грузы должны быть разделены двумя стальными водонепроницаемыми переборками;
3 - «в соседнем отсеке от...» - грузы должны быть разделены вертикальной стальной водонепроницаемой переборкой;
4 - «в одном отсеке, но в разных помещениях от…» - грузы должны быть разделены двумя стальными палубами или переборками;
5 - «в одном помещении, но при условии разделения грузом, нейтральным по отношению к двум перевозимым»;
6 – «в одном помещении, но с сепарацией»;
7 – «совместное размещение допускается без ограничений».
Данные о совместимости различных грузов представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Совместимость грузов
Наименование грузов | Грузы, размещаемые сверху | ||||||
удобрения | чугун | ткани | целлюлоза | обувь | пробка | цинк | |
удобрения | |||||||
чугун | |||||||
ткани | |||||||
целлюлоза | |||||||
обувь | |||||||
пробка | |||||||
цинк |
1.3. Технико-эксплуатационные характеристики судна
Технико-эксплуатационные характеристики судна «Славянск» представлены в табл.1.4.
Таблица 1.4. Технико-эксплуатационные характеристики судна «Славянск»
1.Водоизмещение судна в грузу, т | |
2.Масса судна порожнем, т | |
3.Полная грузоподъемность, т | |
4.Грузовместимость судна киповая, м3 | |
5.Осадка судна в грузу, м | 9,02 |
6.Скорость в грузу, узл | |
7.Максимальная длина, м | 152,8 |
8.Длина между перпендикулярами, м | |
9.Высота борта, м | |
10.Ширина судна, м | 20,6 |
11.Суточные нормы расходы (на стоянке/на ходу), т/сут
| 1,5/34 1-2 |
12.Суммарное количество тонн топлива, которое может быть принято на судно, т | |
13. Суммарное количество тонн воды, которое может быть принято на судно, т | |
14.Абцисса центра тяжести порожнего судна, м | -10.55 |
15. Аппликата центра тяжести порожнего судна, м | 9.2 |
16.Количество тонн на 1см осадки, т/см | 24,5 |
Данные по грузовым помещениям расчетного судна представлены в табл.1.4.
Таблица 1.4. Основные характеристики грузовых помещений т/х «Славянск»
Наименование помещений | Вместимость киповая, м3 | Размеры, м | Размеры люка,м | Отстояние,м | |||||
длина | ширина | высота | длина | ширина | от миделя | от киля | |||
трюм 1 | 17,2 | 9,5 | 3,3 | 9,8 | 9,4 | 50,0 | 6,2 | ||
трюм 2 | 21,4 | 16,7 | 6,5 | 14,4 | 11,0 | 31,0 | 4,8 | ||
трюм 3 | 21,3 | 19,4 | 6,4 | 14,1 | 11,0 | 8,75 | 4,8 | ||
трюм 4 | 21,3 | 19,2 | 6,4 | 14,2 | 11,0 | -12,6 | 4,8 | ||
трюм 5 | 16,5 | 8,0 | 7,0 | 14,6 | 9,4 | -53,25 | 4,8 | ||
твиндек под баком | 15,6 | 16,8 | 3,7 | 50,3 | 13,3 | ||||
твиндек 1 | 17,2 | 12,8 | 3,7 | 50,0 | 9,6 | ||||
твиндек 2 | 21,4 | 21,4 | 3,7 | 31,0 | 9,8 | ||||
твиндек 3 | 21,3 | 22,3 | 3,7 | 8,75 | 9,8 | ||||
твиндек 4 | 21,3 | 22,1 | 3,7 | -12,6 | 9,8 | ||||
твиндек 5 | 15,0 | 20,3 | 4,0 | -53,25 | 10,2 |