Прочность корпуса, мореходные качества судна (остойчивость, дифферент) в значительной степени зависят от правильного распределения переменной нагрузки (грузов и рейсовых запасов) в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Распределенная масса грузовых отсеков и помещений судна может быть получена расчетным или расчетно-графическим путем. Для решения задачи распределения нагрузки в горизонтальном и вертикальном направлениях необходимо использовать номограммы распределенной массы отсеков и помещений.
4.1. Распределение рейсовых запасов
Рейсовые запасы распределяются меду топливными и водяными емкостями судна, при этом считаем, что запасы принимаются на судно в следующем соотношении:
80% - топлива;
20% - воды.
т
т
Результаты распределения представлены в табл.4.1.
Таблица 4.1. Распределение рейсовых запасов между емкостями
Вид рейсовых запасов | Наименование помещений | Масса, т | Отстояние Ц.Т., м | Моменты, тм | |||
от миделя | от киля | относительно миделя | относительно киля | ||||
топливо | МДЦ 8,9 | -12,6 | 0,73 | -3480 | |||
Т.Б. 25 | -23,2 | 7,63 | -8510 | ||||
МДО 7,10 | -11,4 | 0,75 | -2050 | ||||
вода | ЦПВ 33 | -22,4 | 10,6 | -717 | |||
ЦМВ 22 | -50 | 3,3 | -6450 | ||||
ЦМВ 23 | 43,5 | -53,4 | 3,3 | -2460 | |||
Итого | 1027,5 | -23667 |
4.2. Определение распределенной массы грузовых отсеков
Определяем момент оптимального дифферента.
,
где - водоизмещение судна, т
,
= 5430 т – масса судна порожнем,
т;
= -0,75 м – абсцисса центра величины груженого судна, которая определена по кривым элементов теоретического чертежа;
= -10,55 м – абсцисса центра тяжести порожнего судна;
= 0 – значение оптимального дифферента, принимаем равным нулю, поскольку осадка в порту отправления ограничена;
- удельный дифферентующий момент, тм/см;
= -23667 тм - момент относительно миделя, создаваемый запасами на рейс, распределенными по j-тым отсекам судна;
тм
Находим суммарную распределенную массу носовых отсеков:
,
где - средневзвешенные плечи носовых и кормовых отсеков
- вместимость носовых (кормовых) трюмов, м3;
- вместимость носовых (кормовых) твиндеков, м3;
, - абсциссы их центров тяжести, соответственно.
м
м
т
Определяем оптимальное, минимальное и максимальное значения изгибающего момента:
,
где = 0,7 – коэффициент общей полноты, который найден по кривым элементов теоретического чертежа;
- коэффициент, который учитывает влияние сил поддержания на изгибающий момент;
=0,036, = 0,0325 – коэффициенты, учитывающие дополнительный изгибающий момент;
= 20,6 м – ширина судна;
= 140 м – длина судна между перпендикулярами;
= 0,11 – коэффициент, учитывающий расположение машинного отделения;
тм
,
,
, - численные коэффициенты, учитывающие отклонение момента сил массы от момента сил поддержания, которые зависят от типа судна и постановки на волне;
тм,
тм
Распределенная масса грузовых отсеков определяется по номограмме, приведенной на рис.4.1.
В результате проведенных построений были получены значения распределенных масс грузовых отсеков:
т;
т;
т;
т;
т
4.3. Определение распределенной массы грузовых помещений
Определяем статический момент от грузов относительно киля:
где =8,6 м – аппликата поперечного метацентра, которая определена по кривым элементов теоретического чертежа;
= 1,1 м – оптимальное значение метацентрической высоты;
= 9,2 м – аппликата центра тяжести порожнего судна;
= 2972 тм – момент относительно киля, создаваемый запасами на рейс, распределенными по j-тым отсекам судна;
тм
Определяем средневзвешенные плечи трюмов и твиндеков:
где - вместимость трюмов, м3;
- вместимость твиндеков, м3;
, - аппликаты их центров тяжести, соответственно.
м;
м
Распределенную массу между трюмами и твиндеками получаем графически. Для этой цели была вычерчена номограмма распределения нагрузки по вертикали, которая представлена на рис.4.2.
В результате проведенных построений были значения суммарной распределенной массы трюмов и твиндеков:
т;
т
Эти значения служат для расчета коэффициентов пропорциональности распределения нагрузки между трюмами и твиндеками:
;
;
0,625 +0,375 = 1.
Распределение нагрузки по вертикали в отсеке №1 осуществляется пропорционально кубатуре:
т;
т;
т
Значение распределенной массы любого другого грузового помещения определяется как произведение коэффициента пропорциональности на распределенную массу этого отсека:
т
т
Результаты расчетов по остальным отсекам приведены в табл.4.2.
Таблица 4.2. Распределенная масса грузовых помещений
Наименование судового помещения | Распределенная масса, т | ||||||
отсек №1 | отсек №2 | отсек №3 | отсек №4 | отсек №5 | Итого | ||
трюм | 442,1 | 1593,75 | 1406,25 | 5905,1 | |||
твиндек | 630,3 | 956,25 | 843,75 | 652,8 | 3908,1 | ||
твиндек под баком | 773,6 | - | - | - | - | 773,6 | |
Всего | 1740,8 | 10586,8 |
5. Разработка плана комплектации грузов
Комплектация грузов по судовым помещениям сопровождается многовариантностью решений и должна учитывать все факторы рациональной загрузки, сохранности груза и безопасности судна.
Разработку плана комплектации грузов удобно проводить с помощью специальной таблицы, в строках которой указываются все грузовые помещения, а в столбцах отдельные их параметры и транспортные характеристики грузов, подлежащих к погрузке в портах захода.
Определяем значения удельной грузовместимости каждого грузового помещения по формуле:
где киповая вместимость j-того помещения, м3;
распределенная масса j-того помещения, т;
м3/т;
м3/т
Результаты расчетов остальных значений, а также план комплектации грузов представлены в табл.5.1.
6. Графическое изображение грузового плана
План комплектации грузов изображается на масштабной схеме диаметрального разреза судна в масштабе 1:200 по длине и 1:50 по высоте.
Для изображения размещения грузов по помещениям на масштабной схеме используем масштаб высоты и масштаб клетки.
При использовании масштаба клеток схема грузового помещения на диаметральном разрезе разбивается на n-ое количество равных клеток и определяется объем грузового помещения, приходящийся на одну клетку:
Объем, занимаемый грузом в j-том помещении на схеме грузового плана, рассчитывается по количеству занятых клеток:
где - объем i-того груза в j-том грузовом помещении.
Так для чугуна в трюме №1 эти величины составят:
м3/клетку;
клетки.
Масштаб высоты по грузовому помещению определяется как отношение вместимости грузового помещения к его высоте, измеренной на масштабной схеме:
где - высота грузового помещения на масштабной схеме.
Высота слоя груза на масштабной схеме определяется по формуле:
Так для удобрений в трюме №1 эти величины составят:
;
см
План комплектации грузов представлен в Приложении1.
По масштабной схеме определяем координаты центра тяжести каждой партии грузов. Результаты измерений занесены в табл.6.1.