Проверка продольной прочности судна является одним из важных факторов обеспечения безопасного плавания. Оценка продольной прочности необходима, так как загрузка судна в реальных условиях существенно отличается от проектных вариантов. Оценить необходимо общую прочность корпуса судна и местную прочность судовых конструкций.
9.1. Проверка общей прочности
Критерием оптимальной загрузки с точки зрения общей прочности, является отношение фактической полусуммы моментов сил дедвейта без учета знака к его оптимальному значению, обеспечивающему минимальное значение момента:
Таким образом, можно сказать, что судно удовлетворяет условиям сохранения общей прочности.
9.2. Проверка местной прочности
Численное значение технически допустимой нагрузки на верхнюю палубу и крышки люков – 1,6 т/м2; на палубу 1,2,3 и 4 твиндеков – 3,0 т/м2; 5 твиндека – 3,9 т/м2; на палубы трюмов - 9,5 т/м2
Для помещений, загруженных однородным грузом либо при послойной загрузке, фактическая нагрузка на один квадратный метр площади определяется как отношение массы груза в данном помещении () к площади помещения ():
|
|
Так для твиндека №1 эта величина составит:
т/м2
При композитной загрузке, а также для концевых помещений, если в разных частях помещения находятся различные грузы, фактическую нагрузку можно определить как сумму нагрузок от всех грузов, расположенных по вертикали с учетом высоты слоя груза и удельного погрузочного объема груза:
где - высота слоя груза, м;
- удельный погрузочный объем груза с учетом сепарации, м3/т
Для трюма №1 эта величина составит:
т/м2
Критерий оценки рациональной загрузки с точки зрения местной прочности – это отношение фактической нагрузки к технически допустимой:
Например, для трюма №1 он будет следующим:
Данные по остальным всем грузовым помещениям представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Оценка местной прочности
Наименование судового помещения | Технически допустимая нагрузка, т/м2 | Фактическая нагрузка, т/м2 | Критерий оценки рациональной загрузки | |
трюм 1 | 9,5 | 3,24 | 0,341 | |
твиндек 1 | 2,86 | 0,953 | ||
твиндек под баком | 2,95 | 0,983 | ||
трюм 2 | 9,5 | 4,46 | 0,469 | |
твиндек 2 | 1,0 | |||
трюм 3 | 9,5 | 3,065 | 0,323 | |
твиндек 3 | 2,67 | 0,890 | ||
трюм 4 | 9,5 | 5,71 | 0,601 | |
твиндек 4 | 1,75 | 0,583 | ||
трюм 5 | 9,5 | 8,22 | 0,865 | |
твиндек 5 | 3,9 | 1,937 | 0,497 |
Таким образом, местная прочность судовых конструкций не нарушается, т.е. загрузка судна проведена верно.