Синтез контура регулирования скорости

Структурная схема замкнутого контура регулирования скорости приведена на рис. 8.3. Замкнутый контур регулирования тока якоря (ЗКРТ) представлен апериодическим звеном 1-го порядка. Синтез регулятора скорости проведем с применением типовой методики, изложенной в разделе 7.5. В качестве допущения будем полагать, что статическая нагрузка на валу электропривода отсутствует, т.е. i c = 0.

 
 


Рис. 8.3. Структурная схема контура регулирования скорости

1. Параметрическая декомпозиция объекта управления

- БПВ: T м;

- МПВ: T т, T фрс, T фдс ;

- ЭМПВ: T mс = T т + T фрс + T фдс .

2. Задание критерия качества в виде желаемой передаточной функции разомкнутого контура (рассмотрим 2 варианта):

а) настройка на технический оптимум (ТО):

б) настройка на симметричный оптимум (СО):

3. Синтез структуры и параметров регулятора:

а) настройка на технический оптимум (ТО):

- передаточная функция регулятора скорости

таким образом, структура регулятора скорости - П;

- параметр регулятора:

- коэффициент передачи регулятора ;

б) настройка на симметричный оптимум (СО):

- передаточная функция регулятора скорости

таким образом, структура регулятора скорости - ПИ;

- параметры регулятора:

- коэффициент передачи регулятора ;

- постоянная времени интегрирования

- постоянная времени изодромного звена T из = 4 T mс;

заметим, что здесь имеют место лишь 2 независимых параметра, поскольку K рс = T из / T и.

4. Расчет параметров регуляторов скорости.

Принципиальные схемы П- и ПИ- регуляторов скорости приведены на рис. 8.4, 8.5. Расчету подлежат значения резисторов R зс, R ос, R с, емкости конденсатора C ос, а также величина напряжения U зс, обеспечивающего ограничение скорости на допустимом уровне. Число параметров принципиальных схем регуляторов превышает число независимых параметров регуляторов, полученных в результате синтеза (1 для П-регулятора скорости и 2 для ПИ-регулятора скорости). Очевидно, что при расчете регуляторов скорости, как и при расчете регулятора тока якоря, неоходимо задаться какими-то параметрами, условиями или соотношениями. Введем следующие допущения:

а) зададимся значением емкости C ос в пределах (1…4)10-6 фарады;

 
 


Рис. 8.4. Принципиальная схема П – регулятора скорости

б) примем, что максимальное напряжение задания, обеспечивающее ограничение скорости на допустимом уровне, U зc, max = 10 В, т.е. несколько меньше напряжения насыщения операционных усилителей; фактически заданием этого напряжения мы однозначно определяем величину контурного коэффициента усиления, т. е. 1 / K c = w max / U зc, max = w max / 10.

в) используем соотношения, справедливые для статических режимов любых операционных усилителей перечисленных выше серий (с собственным коэффициентом передачи свыше 20000):

U зc, max / R зc = U дс, max / R с = K с / K дс.

 
 


Рис. 8.5. Принципиальная схема ПИ – регулятора скорости

Порядок расчета параметров П-регулятора скорости.

1. Зададимся R зс = 10…100 кОм.

2. R с = R зс K дс / K с,

где K дс = U дс, max / w max.

3. R ос = K рс R зс = K т T м R зс / 2 T mс R э K д K с = K т T м R с / 2 T mс R э K д K дс .

Порядок расчета параметров ПИ-регулятора скорости.

1. R ос = T из / C ос = 4 T mс / C ос.

2. R зс = T и / C ос =

3. R с = R зс K дс / K с,

Примечание: поскольку K рс одинаков для П- и ПИ-регуляторов скорости, часто целесообразно при расчете параметров ПИ-регулятора сохранить порядок расчета параметров П-регулятора, а затем рассчитать величину емкости конденсатора C ос по формуле:

C ос = 4 T mс / R ос.

Если рассчитанные величины резисторов R зс и R с окажутся менее

1 кОм, необходимо изменить соответствующим образом значение C ос.

Примечание: величины резисторов и емкостей выбираются из стандартных рядов.

 
 

Передаточная функция замкнутого контура регулирования скорости (ЗКРС), настроенного на технический оптимум, имеет вид:

Синтезированную САР с П-регулятором скорости часто называют однократно интегрирующей, поскольку желаемая передаточная функция разомкнутого контура регулирования содержит интегратор первого порядка. Переходный процесс в САР при скачке задания соответствует реакции фильтра Баттерворта 2-го порядка (предполагается, что ЗКРТ аппроксимирован апериодическим звеном первого порядка).

 
 

Передаточная функция ЗКРС, настроенного на симметричный оптимум, имеет вид:

Синтезированную САР с ПИ-регулятором скорости часто называют двукратно интегрирующей, поскольку желаемая передаточная функция разомкнутого контура регулирования содержит интегратор второго порядка. Переходный процесс в САР скорости при скачке задания соответствует кривой 1 на рис. 8.6.

8.6. Переходный процесс в САР скорости при скачке задания

Перерегулирование скорости в линейной зоне работы САР достигает 43% (предполагается, что ЗКРТ аппроксимирован звеном первого порядка). С целью снижения перерегулирования на входе замкнутой САР скорости устанавливают фильтр (апериодическое звено) первого порядка с постоянной времени 4 T mс:

W ф(P) = 1 / 4 T mс P +1.

Передаточная функция ЗКРС с фильтром на входе приобретает вид:

 
 

Установка фильтра позволяет снизить перерегулирование при скачке задания скорости приблизительно до 8% при некотором снижении быстродействия системы (см. кривую 2, рис. 8.6). Такая реакция САР соответствует реакции фильтра Баттерворта 3-го порядка (см. раздел 8.2).

На рис. 8.7. приведены реакции одно- и двукратно интегрирующей САР скорости на ударное приложение нагрузки на валу электропривода.

Кривые 1, 3 - переходные процессы скорости и тока якоря в однократно интегрирующей системе, кривые 2, 4 - соответствующие переходные процессы в двукратно интегрирующей системе. Заметим, что при приложении нагрузки к валу электропривода в однократно интегрирующей системе имеет место статическая ошибка регулирования скорости D w с. Для оценки ее величины найдем выражение для выходного напряжения П-регулятора скорости в статическом режиме (i ­ = i c):

 
 


Рис. 8.7. Переходные процессы в одно- и двукратно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: