Конституция класса

• В первый школьный день учащиеся восьмого класса, собравшись в кружок, обсуждают те пункты, которые необхо­димо включить в этом году в перечень правил, чтобы у всех


была возможность учиться. Учащиеся решают создать кон­ституцию класса, которую подпишет каждый из них. Учи­тельница задает тон всему этому, советуя формулировать та­кие правила в виде позитивных утверждений и предлагая всем, включая ее, подписать конституцию. Учащиеся начина­ют свою конституцию такой преамбулой: «Мы, люди, собрав-шиеся в классе 213, пришли к соглашению относительно сле­дующих прав и обязанностей в целях создания более совер­шенной учебной среды».

Учительница использует аналогичную процедуру в каждом из своих шести классов. Все шесть конституций располагают­ся на стене. Любой ученик может вносить дополнения в кон­ституцию своего класса.

В середине учебного года учащиеся четвертого класса ре­шают пересмотреть конституцию: убрать из нее пункты, ко­торые им больше не нужны (посвященные опозданиям на за­нятия), и вписать пункты, касающиеся новой для них пробле­мы (как слушать друг друга). Учительница отмечает, что уча­щиеся принимают на себя больше ответственности за свои действия, когда участвуют в создании перечня взаимосвязан­ных правил, регулирующих их поведение.

Социальная основа жизни класса создается точно так же, как и социальный договор, являющийся частью демокра­тических основ нашего общества. Бихевиористски ориенти­рованные подходы к дисциплине игнорируют тот факт, что опыт использования демократических принципов в классе приводит к потенциальному росту учащихся. Вместо этого предполагается (в соответствии с иерархическими и подчас авторитарными моделями дисциплины), что все должно ис­ходить сверху (например, бывает, что правила рассылаются в классы еще до начала школьных занятий). Однако многие учителя обнаруживают, что учащиеся сопротивляются это­му порядку. В школьной системе, функционирующей по принципу «сверху вниз», каждый член иерархии передает приказы и распоряжения тем, кто находится уровнем ниже. Этот нисходящий поток завершается в классе, так что вклад учителей и учащихся в те решения, которые непосредствен­но влияют на них, оказывается минимальным. Учителям, не получающим должного внимания к себе, оказывается




Часть III. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?



гораздо труднее найти физическую и эмоциональную энер­гию, чтобы уделять больше внимания своим ученикам.

Попытка создать в классе социальную основу сотрудни­чества, исключив из этого процесса 99% его участников, пря­мо противоречит всему тому, что мы знаем о создании гуман­ных межличностных отношений. В этом случае учащиеся начинают рассматривать правила как ваши, а не наши. При­веденный пример показывает, что договор должен выраба­тываться на взаимно понятной и приемлемой основе, и тог­да можно будет создать класс, нужный каждому ученику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: