• В первый школьный день учащиеся восьмого класса, собравшись в кружок, обсуждают те пункты, которые необходимо включить в этом году в перечень правил, чтобы у всех
была возможность учиться. Учащиеся решают создать конституцию класса, которую подпишет каждый из них. Учительница задает тон всему этому, советуя формулировать такие правила в виде позитивных утверждений и предлагая всем, включая ее, подписать конституцию. Учащиеся начинают свою конституцию такой преамбулой: «Мы, люди, собрав-шиеся в классе 213, пришли к соглашению относительно следующих прав и обязанностей в целях создания более совершенной учебной среды».
Учительница использует аналогичную процедуру в каждом из своих шести классов. Все шесть конституций располагаются на стене. Любой ученик может вносить дополнения в конституцию своего класса.
В середине учебного года учащиеся четвертого класса решают пересмотреть конституцию: убрать из нее пункты, которые им больше не нужны (посвященные опозданиям на занятия), и вписать пункты, касающиеся новой для них проблемы (как слушать друг друга). Учительница отмечает, что учащиеся принимают на себя больше ответственности за свои действия, когда участвуют в создании перечня взаимосвязанных правил, регулирующих их поведение.
Социальная основа жизни класса создается точно так же, как и социальный договор, являющийся частью демократических основ нашего общества. Бихевиористски ориентированные подходы к дисциплине игнорируют тот факт, что опыт использования демократических принципов в классе приводит к потенциальному росту учащихся. Вместо этого предполагается (в соответствии с иерархическими и подчас авторитарными моделями дисциплины), что все должно исходить сверху (например, бывает, что правила рассылаются в классы еще до начала школьных занятий). Однако многие учителя обнаруживают, что учащиеся сопротивляются этому порядку. В школьной системе, функционирующей по принципу «сверху вниз», каждый член иерархии передает приказы и распоряжения тем, кто находится уровнем ниже. Этот нисходящий поток завершается в классе, так что вклад учителей и учащихся в те решения, которые непосредственно влияют на них, оказывается минимальным. Учителям, не получающим должного внимания к себе, оказывается
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
гораздо труднее найти физическую и эмоциональную энергию, чтобы уделять больше внимания своим ученикам.
Попытка создать в классе социальную основу сотрудничества, исключив из этого процесса 99% его участников, прямо противоречит всему тому, что мы знаем о создании гуманных межличностных отношений. В этом случае учащиеся начинают рассматривать правила как ваши, а не наши. Приведенный пример показывает, что договор должен вырабатываться на взаимно понятной и приемлемой основе, и тогда можно будет создать класс, нужный каждому ученику.