Когда задумываешься над подлинным значением этого опыта, испытываешь настоящий шок. Перед нами учителя, повышающие свою квалификацию. Наверное, они бы не выбрали эту профессию, если бы не находили какую-то ценность в собственном образовании. Тем не менее, когда они вспоминают свои собственные школьные годы, их переживания почти сплошь негативны, а позитивные переживания связаны с избавлением от школы. В их опыте — страх, неудачи, унижения, отвержение, подавление. Все эти приобретения — личностные. Содержание их обучения (то, чему, как предполагалось, они должны научиться) даже не пришло им в голову! Это невероятный факт! Мы платим налоги ради того, чтобы наших детей запугивали, обижали, ранили, высмеивали, т.е. из желающих учиться превращали в сопротивляющихся обучению.
Нелепо и трагично то, что такой результат вовсе не является обязательным. То, что это так, продемонстрировано
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
реакцией тех немногих студентов, кто имел опыт открытого, вариативного, индивидуализированного обучения. В главе 1 мы уже выяснили, что детская любовь к школе возможна, а позитивный опыт обучения — достижимая реальность. Этих учеников не запугивали. Почему же общество продолжает насаждать образование, уродующее детей, когда доказано существование альтернативы? Это чрезвычайно острый вопрос.
|
|
«Факультативная» свобода и ее последствия
Идейная основа данной книги не нова. Многие ее источники лежат в прошлом, и я хотел бы проиллюстрировать это ссылкой на инновационный проект, возникший в начале 60-х годов в одной школе вследствие неудовлетворенности одного человека. Проект был чрезвычайно необычный. И учащиеся, и учителя участвовали в нем только факультативно. Среди учащихся были и слабые семиклассники, и одаренные одиннадцатиклассники. Из 30—35 уроков в неделю ученики проводили на ЕХР (так называлась экспериментальная программа) 6—10 уроков, примерно столько же времени уделяли программе учителя и консультант-координатор. Исключительная гибкость расписания оказалась возможна только за счет всемерной поддержки проекта со стороны директора.
Вот отчет Рут Сэнфорд (Sanford, 1981), отвечавшей за программу восьмого класса.
• Начало эксперименту положило мое отчаянное стремление спасти саму себя. Как районный советник общественных школ с административными полномочиями я вдруг стала ощущать, будто каждый день отмирает какая-то часть меня. Я начала чувствовать себя громоотводом для всех тревог, беспокойств и разочарований учащихся, родителей, администраторов, учителей, совета по образованию и общественности, и старалась в то же время способствовать развитию и обучению школьников. Мне казалось, что от этого проигрывают все, я особенно я сама. Должен же быть какой-то лучший способ! И если я его не найду, моя энергия и энтузиазм улетучатся, и я стану еще одним изгоем в системе образования.
|
|
По моему убеждению, одна из моих сильных сторон состоит в том, что если я поняла проблему, то начинаю что-то делать для ее решения.
Первым делом я подала прошение об отпуске, во время которого •провела исследование на тему «Креативность, интеллект и достижения в средней школе: прикладные аспекты». На следующий год оно разрослось в педагогический эксперимент, в котором я как советник сначала работала с группой учителей, а затем с этими учителями и их классами. Нашей целью было создание атмосферы, в которой поощрялись бы творческое стремление к росту и воодушевление от учения. К нашему удивлению, мы обнаружили, что в такой благоприятной атмосфере, которую мы стремились создать, мы и сами расцвели, почувствовали в себе обновление, возрождение познавательного воодушевления.
Следующие восемь лет (вплоть до настоящего времени) я считаю наиболее важными и захватывающими в моей профессиональной жизни.
Программа носила название, выбранное самими учениками (ЕХР), но ее форма и состав учащихся варьировались год от года в зависимости от участвовавших классов и школьной программы для этих классов. Важнейшими качествами, необходимыми для выживания нашей программы (как и любого живого существа), были приспособляемость и воля к жизни. Она обеспечивала ученикам время и место для того, чтобы они могли по-своему изучать то, что они хотели, дополнительно к обычной школьной программе.
Директор, который с энтузиазмом воспринял предварительную работу учебных групп, пошел на сотрудничество, предложив собственную программу. Некоторые группы встречались на двух сдвоенных уроках в неделю плюс в то время, которое обычно отводилась занятиям изящными искусствами, музыкой и чтением; другие занимались вместе на одном или двух уроках ежедневно с дополнением в виде свободных уроков, которые, с согласия учащихся, использовались, чтобы предоставить больше времени для просмотра фильмов, дискуссий и художественных занятий. У учителей «окна» и время, отводимое на подготовку к занятиям, планировались так, чтобы они имели возможность еженедельно встречаться для занятий и дискуссий с участием советника или советников.
Содержание предмета было сгруппировано на основе гибкого «Живого учебника», разделенного для удобства на так
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
называемые «Четыре мира»: мир природы, эстетический мир, технологический мир и человеческий (социальный) мир.
Введение представляло собой персональное послание к ученику, в котором его/ее заверяли, что «миры» могут быть совмещены, раздроблены или проигнорированы. Ученику говорилось: «Это — начало твоей книги. В тот момент, когда ты что-то меняешь, добавляешь, исключаешь или переписываешь, иллюстрируешь параграф, создаешь что-то и включаешь фотографию этого, либо создаешь собственную страницу, — в этот момент книга становится неповторимо твоей, она живет, подобно тому, как ты сам живешь и меняешься. Даже если ты сегодня всего лишь сделаешь заметку на полях, она становится твоей».
Мы также использовали серию фильмов «Бытие и становление», которую при государственной поддержке создал д-р Дрюс. В этих фильмах показывались самоактуализирующиеся мужчины и женщины за работой, в игре, со своими семьями, в своем кругу — как цельные люди. Эти фильмы в частности бросали вызов стереотипам мужских и женских профессий, демонстрируя, например, женщину-судью, мужчину-художника, женщину-врача. Эти фильмы вместе с «Живым учебником» стимулировали горячие дискуссии об идеалах и ценностях, предрассудках и амбициях. Они поощряли оригинальную деятельность, способствовали расширению круга чтения; у некоторых учеников возникало побуждение стать специалистами в сфере их собственных интересов, появившихся недавно. Впоследствии мы обнаружили, что некоторые такие изыскания проникли и во внеурочное время, и в семейный круг (даже в общественную жизнь родителей учеников).
|
|
Некоторые ученики работали почти исключительно над своими «Живыми учебниками» и терпеть не могли фильмы; другие «обожали» фильмы и с учебниками работали очень мало; некоторые в классе были очень разговорчивы, другие редко подавали голос; некоторые уклонялись в сторону и работали над скульптурами или машинами, тогда как другие писали стихи или рассказы... или просто глазели на небо; те, кому никогда не удавалось написать приемлемое сочинение, записывали на диктофон свой разговор с товарищем или со взрослым, потом расшифровывали запись и поражались: «Неужели это я написал?»
Для отчета большинство занятий фиксировалось на пленку (целиком или частично) и воспроизводилось по первому требованию. Просмотр этих пленок, наряду с групповыми процессами установления конфиденциальности и доверия, стал важной частью учебного процесса. После многолетнего ощущения, что взрослые тобой манипулируют, доверие детей возникало не сразу, но ко второму семестру для большинства стало возможным проявить себя в классе цельным, реальным человеком.
Учащиеся, учителя и советники, непосредственно занятые в программе, а также учителя, знавшие учеников лишь по прочим занятиям, и еще родители — все принимали участие в процессе оценивания; краткое резюме этих оценок помещалось в ученическом дневнике. Отметки отсутствовали.
Учащиеся, взрослые участники группы и родители также оценивали саму программу. Один мальчик написал: «Впервые за девять лет обучения в школе я нашел свое место». Другой написал: «Этот курс не дал мне ничего...», — однако добавил: «...кроме нескольких новых идей относительно образования». Одна десятиклассница спрашивала: «Почему на занятиях без учителя я выучила больше, чем на обычных занятиях с учителями?» Ученик одиннадцатого класса писал: «Эта программа не принесла мне ничего, кроме неприятностей. Теперь, когда у меня есть какая-то идея или я с кем-то не согласен, я это высказываю. Обычно учителя этого не любят, особенно когда не соглашаешься с ними». Мы поняли, что не следует оценивать участие ученика по тому, что очевидно в классе. Одна девушка, которая, по мнению учителей и советников, «извлекла минимум из программы», по прошествии четырех лет рассказывала, какое большое значение опыт ЕХР имел для ее собственной учительской практики. У нее было множество вопросов о планировании. «Или, — недоумевала она, — это действительно так и происходит?»
|
|
Учителя поняли, что без давления оценок учащиеся в целом усвоили больше, и проблемы с дисциплиной, к их удивлению, исчезли.
В целом, учащиеся из этих групп продемонстрировали улучшение знаний по английскому языку и общественным наукам, судя по их оценкам по окончании эксперимента; многие (большинство) стали более избирательно относиться к предметам, по которым они успевали; учителя-предметники
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
говорили, что дети в большинстве стали более целеустремленными в работе и более способными к ценностным суждениям в классных дискуссиях, а не просто к «черно-белым» оценкам; после годичного участия в программе почти все стали более активно заниматься теми видами деятельности, которые вызвали их особый интерес.
По прошествии восьми лет после формального окончания программы ЕХР сохранилось ее влияние на учителей, принимавших в ней участие. Я лично общалась с четырьмя из тех пяти, кто составлял костяк эксперимента. Двое из них говорили почти одинаковыми словами: «После тех лет, что прошли в ЕХР, я уже не могу быть таким, как прежде». Один из них — администратор, второй преподает музыку, третий — английский, четвертый работает в сельскохозяйственной коммуне с аномальными детьми и взрослыми, И в каждом случае они продолжают рассматривать учение как партнерство, доверяют другим право выбора, участия, учения. ЕХР все еще оказывает свое влияние.
Также очевидно влияние на некоторых учеников, которые ныне сами стали учителями и консультантами. Длительный эффект ЕХР лучше всего иллюстрирует следующая история. Она написана молодой женщиной, которая в течение двух лет принимала участие в программе. Для меня ее записи представляют особую важность, поскольку в моих собственных записках той поры она фигурирует как тихая, застенчивая девочка, не открывавшая рта до конца первого семестра, да и потом отличавшаяся неуверенным поведением. Эти воспоминания подтверждаются ее собственными заметками об окончании первого года ЕХР.
Джинни Гинсберг пишет о том, каково это было для ученицы (Ginsberg, 1981).