(Дженис Hue, средняя школа Сиссонвиля)
• Когда я начала работать в средней школе Сиссонвиля в конце 1960-х годов, в самый разгар движения за гражданские права, я была удивлена и потрясена тем уровнем нетерпимости и фанатизма, который существовал у большинства моих учащихся. Я решила взяться за изменение этих установок. Прошло несколько лет, и я увидела, что добилась лишь незначительных изменений, которые радовали меня, но не были поводом для настоящего празднования.
Еще через несколько лет в классе, где я преподавала английский язык, появился один блестящий юноша, обладавший всеми качествами совершенного учащегося. Я была от него в полном восторге. Вообразите же мое смятение, когда я узнала, что он — искренний и крайне выраженный расист.
К счастью, тогда я уже понимала, что прямая конфронтация неприемлема и вряд ли приведет к сколько-нибудь продолжительным изменениям, поэтому я разработала более косвенный подход. В раздел программы, посвященный поэзии, я включила ряд современных негритянских поэтов, а из романов выбрала тот, в котором, по моему впечатлению, наиболее правдиво представлено мироощущение чернокожих.
Сначала Дэвид с явной неохотой занимался по этой программе, но ближе к концу учебного года он начал приносить на занятия сборник стихов Лэнгстона Хьюджа. Однако он никогда ясно и открыто не выражал и не показывал, что его взгляды изменились. К тому времени, когда Дэвид окончил школу, я находилась под таким впечатлением от его других качеств, что надолго оставила свое прежнее стремление напрямую изменить его мировоззрение.
Вы можете сказать, что это не такой уж большой повод, чтобы праздновать. В 1983 году Дэвид, который к тому времени стал главным психологом по работе с подростками в одном из ведущих университетов, написал пространное письмо, выдвигая меня в качестве кандидата на звание «учитель года». И что более важно, в этом письме он описал, как наш раздел программы по негритянской литературе дал ему новое видение мироощущения и опыта чернокожих и оказался бесценным для понимания чернокожих подростков и установления отношений с ними. Чтобы сделать свою аргументацию еще более явственной, он утверждал ценность знакомства с новыми идеями и новым опытом и ценность стремления к лучшему пониманию мира и окружающих нас людей (Nease, 1992).