Для изменения нужно время

(Дженис Hue, средняя школа Сиссонвиля)

• Когда я начала работать в средней школе Сиссонвиля в конце 1960-х годов, в самый разгар движения за гражданс­кие права, я была удивлена и потрясена тем уровнем нетерпи­мости и фанатизма, который существовал у большинства моих учащихся. Я решила взяться за изменение этих установок. Прошло несколько лет, и я увидела, что добилась лишь не­значительных изменений, которые радовали меня, но не были поводом для настоящего празднования.

Еще через несколько лет в классе, где я преподавала анг­лийский язык, появился один блестящий юноша, обладавший всеми качествами совершенного учащегося. Я была от него в полном восторге. Вообразите же мое смятение, когда я узна­ла, что он — искренний и крайне выраженный расист.

К счастью, тогда я уже понимала, что прямая конфронта­ция неприемлема и вряд ли приведет к сколько-нибудь про­должительным изменениям, поэтому я разработала более кос­венный подход. В раздел программы, посвященный поэзии, я включила ряд современных негритянских поэтов, а из рома­нов выбрала тот, в котором, по моему впечатлению, наиболее правдиво представлено мироощущение чернокожих.

Сначала Дэвид с явной неохотой занимался по этой програм­ме, но ближе к концу учебного года он начал приносить на занятия сборник стихов Лэнгстона Хьюджа. Однако он никог­да ясно и открыто не выражал и не показывал, что его взгля­ды изменились. К тому времени, когда Дэвид окончил школу, я находилась под таким впечатлением от его других качеств, что надолго оставила свое прежнее стремление напрямую из­менить его мировоззрение.


Вы можете сказать, что это не такой уж большой повод, чтобы праздновать. В 1983 году Дэвид, который к тому вре­мени стал главным психологом по работе с подростками в од­ном из ведущих университетов, написал пространное письмо, выдвигая меня в качестве кандидата на звание «учитель года». И что более важно, в этом письме он описал, как наш раздел программы по негритянской литературе дал ему новое видение мироощущения и опыта чернокожих и оказался бес­ценным для понимания чернокожих подростков и установле­ния отношений с ними. Чтобы сделать свою аргументацию еще более явственной, он утверждал ценность знакомства с новы­ми идеями и новым опытом и ценность стремления к лучшему пониманию мира и окружающих нас людей (Nease, 1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: