Процесс изучения курса предполагает соединение трех составляющих.
5.1. Лекции. В связи их крайне ограниченного объема представляют собой систематические обзоры основных аспектов педагогики высшей школы. При этом аспиранты получают лишь концептуальные и обобщенные представления о сущности, направлениях и формах инновационной педагогической деятельности будущего преподавателя высшей школы
5.2. Самостоятельная работа аспирантов. На нее отводится большаячасть времени. Она представляет собой процесс накопления студентами опыта чтения и комментирования текстов статей, опыта создания инновационных проектов по педагогике высшей школы.
5.3 Семинары-практикумы представляют собой смысловой центр курса и выполняют сразу несколько функций:
1. уточнение и детализация тех или иных высказанных на лекциях представлений. Исходя из этого, эффективность каждого семинара может быть достаточно объективно оценена как преподавателем, так и самими аспирантами – в зависимости от того, насколько полными и содержательными оказались решения поставленных проблем;
2. выступление аспирантов с краткими обзорами прочитанных текстов, характеризуя их с критических позиций;
3. формулировка индивидуальных заданий проектного типа, выполнение которых может быть связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью аспиранта. В этом качестве могут использоваться:
- задания на проведение микроисследований (составление анкет и проведение анкетирования по тем или иным актуальным проблемам, наблюдение за качественными характеристиками процессов, интервьюирование преподавателей или экспертов);
- задания на разработку элементов программно-методического и дидактического обеспечения тех или иных инновационных курсов;
- задания на разработку методических указаний по реализации каких-либо учебных курсов в вузе, создание проектной документации для инновационных образовательных проектов.
Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе:
· доклад по материалам статьи (исследования);
· проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения аспирантов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
· анализ конкретных ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить обучающихся с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
· дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;
· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.
В качестве итоговой аттестации по курсу наиболее предпочтительным вариантом является зачет (формы его проведения могут быть различными).
Вопросы для зачета
- Становление педагогики как науки. Объект, предмет и функции педагогики (общетеоретическая, прогностическая, практическая).
- Система педагогических наук. Педагогика высшей школы как особая концептуализация педагогики.
- Связь педагогики с другими науками.
- Методология педагогики и основные методы педагогических исследований.
- Исследовательский характер современной профессионально-педагогической деятельности.
- Методология, теория и практика построения диссертационного исследования.
- Особенности исследовательской деятельности в области высшего образования.
- Воспитание в системе ВПО как процесс: цели, способы, типы, модели и стили воспитания. Понятие о самовоспитании и саморазвитии.
- Сущность образования как педагогической категории.
- Взрослый как субъект образования.
- Теория и практика взаимодействия субъектов образования в системе ВПО.
- Осознанное действие как основа технологий ВПО и методологии деятельности обучающих и обучающихся. Технология решения проблем.
- Организация самостоятельной работы обучающихся.
- Методологическая, инновационная, педагогическая и технологическая культура преподавателя. Педагогическая рефлексия.
- Традиционные и инновационные технологии в системе ВПО.
- Генезис высшего образования как социального явления.
- Высшее образование как процесс и результат педагогической деятельности.
- Разновидности российских и зарубежных документов об образовании.
- Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
- Основные принципы методы и формы управления педагогическими системами.
- Принципы государственной политики в сфере высшего образования. Гуманистический характер высшего образования.
- Система управления высшим образованием в Российской Федерации и органы управления высшим образованием.
- Становление теоретико-методологических основ современной концепции качества образования.
- Обеспечение и оценка качества высшего профессионального образования за рубежом: модель общественно-профессиональной аккредитации.
- Качество высшего профессионального образования в России: комплексная оценка деятельности вуза, аттестация, государственная аккредитация.
- Болонские преобразования и появление новых способов оценки качества высшего образования.
- Базовые принципы стратегического управления качеством образования в вузе.
- Особенности организации и деятельности вузовской службы качества.
- Менеджмент качества образовательных процессов, образовательных технологий, научно-информационного ресурса вуза.
- Педагогическая диагностика в образовательном процессе.