V. Образовательные технологии

Процесс изучения курса предполагает соединение трех составляющих.

5.1. Лекции. В связи их крайне ограниченного объема представляют собой систематические обзоры основных аспектов педагогики высшей школы. При этом аспиранты получают лишь концептуальные и обобщенные представления о сущности, направлениях и формах инновационной педагогической деятельности будущего преподавателя высшей школы

5.2. Самостоятельная работа аспирантов. На нее отводится большаячасть времени. Она представляет собой процесс накопления студентами опыта чтения и комментирования текстов статей, опыта создания инновационных проектов по педагогике высшей школы.

5.3 Семинары-практикумы представляют собой смысловой центр курса и выполняют сразу несколько функций:

1. уточнение и детализация тех или иных высказанных на лекциях представлений. Исходя из этого, эффективность каждого семинара может быть достаточно объективно оценена как преподавателем, так и самими аспирантами – в зависимости от того, насколько полными и содержательными оказались решения поставленных проблем;

2. выступление аспирантов с краткими обзорами прочитанных текстов, характеризуя их с критических позиций;

3. формулировка индивидуальных заданий проектного типа, выполнение которых может быть связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью аспиранта. В этом качестве могут использоваться:

  • задания на проведение микроисследований (составление анкет и проведение анкетирования по тем или иным актуальным проблемам, наблюдение за качественными характеристиками процессов, интервьюирование преподавателей или экспертов);
  • задания на разработку элементов программно-методического и дидактического обеспечения тех или иных инновационных курсов;
  • задания на разработку методических указаний по реализации каких-либо учебных курсов в вузе, создание проектной документации для инновационных образовательных проектов.

Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе:

· доклад по материалам статьи (исследования);

· проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения аспирантов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;

· анализ конкретных ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить обучающихся с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;

· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.

В качестве итоговой аттестации по курсу наиболее предпочтительным вариантом является зачет (формы его проведения могут быть различными).

Вопросы для зачета

  1. Становление педагогики как науки. Объект, предмет и функции педагогики (общетеоретическая, прогностическая, практическая).
  2. Система педагогических наук. Педагогика высшей школы как особая концептуализация педагогики.
  3. Связь педагогики с другими науками.
  4. Методология педагогики и основные методы педагогических исследований.
  5. Исследовательский характер современной профессионально-педагогической деятельности.
  6. Методология, теория и практика построения диссертационного исследования.
  7. Особенности исследовательской деятельности в области высшего образования.
  8. Воспитание в системе ВПО как процесс: цели, способы, типы, модели и стили воспитания. Понятие о самовоспитании и саморазвитии.
  9. Сущность образования как педагогической категории.
  10. Взрослый как субъект образования.
  11. Теория и практика взаимодействия субъектов образования в системе ВПО.
  12. Осознанное действие как основа технологий ВПО и методологии деятельности обучающих и обучающихся. Технология решения проблем.
  13. Организация самостоятельной работы обучающихся.
  14. Методологическая, инновационная, педагогическая и технологическая культура преподавателя. Педагогическая рефлексия.
  15. Традиционные и инновационные технологии в системе ВПО.
  16. Генезис высшего образования как социального явления.
  17. Высшее образование как процесс и результат педагогической деятельности.
  18. Разновидности российских и зарубежных документов об образовании.
  19. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
  20. Основные принципы методы и формы управления педагогическими системами.
  21. Принципы государственной политики в сфере высшего образования. Гуманистический характер высшего образования.
  22. Система управления высшим образованием в Российской Федерации и органы управления высшим образованием.
  23. Становление теоретико-методологических основ современной концепции качества образования.
  24. Обеспечение и оценка качества высшего профессионального образования за рубежом: модель общественно-профессиональной аккредитации.
  25. Качество высшего профессионального образования в России: комплексная оценка деятельности вуза, аттестация, государственная аккредитация.
  26. Болонские преобразования и появление новых способов оценки качества высшего образования.
  27. Базовые принципы стратегического управления качеством образования в вузе.
  28. Особенности организации и деятельности вузовской службы качества.
  29. Менеджмент качества образовательных процессов, образовательных технологий, научно-информационного ресурса вуза.
  30. Педагогическая диагностика в образовательном процессе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: