Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.
Рассмотрим экономическую сущность капитала предприятия. Капитал предприятия:
-является основным фактором производства(капитал; земля и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы)
- характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход.
-является главным источником формирования благосостояния его собственников. Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде.
- является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает, прежде всего, собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов.
Классификация капитала предприятия:
1.По принадлежности - собственный и заемный капитал.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
|
|
Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
2.По целям использования: производительный, ссудный и спекулятивный.
Производительный капитал характеризует средства предприятия, инвестированные в его операционные активы для осуществления производственно-сбытовой его деятельности.
Ссудный капитал представляет собой ту его часть, которая используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в коммерческих банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, депозитные сертификаты, вексели)
Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных (основанных на разнице в ценах) финансовых операций (приобретение деривативов в спекулятивных целях).
3. По формам инвестирования - капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.
4. По объекту инвестирования - основной и оборотный капитал.
Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов (а не только в основные средства, как это часто трактуется в литературе).
|
|
Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована предприятием в его оборотные активы.
5. По форме нахождения в процессе кругооборота, т.е. в зависимости от стадий общего цикла этого кругооборота, различают капитал предприятия в денежной, производственной и товарной его формах.
6. По формам собственности - частный и государственный капитал, инвестированный в предприятие в процессе формирования его уставного фонда. Такое разделение капитала используется в процессе классификации предприятий по формам собственности.
7. По организационно-правовым формам деятельности: акционерный капитал (капитал предприятий, созданных в форме акционерных обществ); паевой капитал (капитал партнерских предприятий — обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п.) и индивидуальный капитал (капитал индивидуальных предприятий — семейных и т.п.).
8. По характеру использования в хозяйственном процессе в практике финансового менеджмента - работающий и неработающий виды капитала.
Работающий капитал характеризует ту его часть, которая принимает непосредственное участие в формировании доходов и обеспечении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности
предприятия.
Неработающий (или „мертвый") капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована в активы, не принимающие непосредственного участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов.
9. По характеру использования собственниками - потребляемый и накапливаемый виды капитала.
Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала. Он представляет собой дезинвестиции предприятия, осуществляемые в целях потребления (изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов в целях выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и т.п.).
Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п.
10. По источникам привлечения - национальный и иностранный капитал, инвестированный в предприятие.
Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:
1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.
2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.
3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.
4. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности.
5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
6. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.
7. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия.
8. Оптимизация оборота капитала.
9. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.
Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования.
Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1.К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют.
|
|
2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей.
3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме
4. Собственный капитал учредителей (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала.
5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания
6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены
7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки бизнес-плана.
8. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем.
Управление стоимостью капитала – процесс формирования рациональной стоимостной структуры функционирующего капитала.
Цель управления стоимостью капитала – минимизация цены функционирующего капитала.
Задачи управления стоимостью капитала:
· оценка стоимости (определение цены) функционирующего собственного капитала;
· оценка стоимости (определение цены) функционирующего заемного капитала;
· оценка факторов, обусловливающих формирование цены собственного и заемного капитала;
· определение оптимальной стоимостной структуры функционирующего капитала;
· планирование источников формирования капитала;
· разработка и реализация мероприятий по формированию рациональной структуры функционирующего капитала;
· формирование политики распределения прибыли и др.
В процессе управления стоимостью капитала компоненты капитала определяются по отдельным источникам его привлечения: эмиссия акций, получение банковского кредита, эмиссия облигаций, нераспределенная прибыль, финансовый лизинг и т. д. Уровень цены каждого элемента колеблется во времени под влиянием различных факторов.
|
|
Необходимость в управлении структурой капитала возникает по следующим причинам:
· стоимость различных элементов капитала различна и, привлекая более дешевые ресурсы, организация может значительно повысить доходность собственного капитала, компенсируя повышенные риски;
· комбинируя различные элементы капитала, организация может повысить свою рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность.
Целью управления структурой капитала является поиск оптимального соотношения между собственным и заемным капиталом, различными краткосрочными и долгосрочными источниками его формирования (доля в общей величине пассивов собственного капитала, долгосрочных обязательств, краткосрочных обязательств в виде банковских ссуд, кредитных линий, кредиторской задолженности и др.). Оптимальная структура капитала складывается в результате компромисса между достижением максимально возможной экономии на налогах, обусловленной привлечением заемных средств и дополнительными затратами, связанными с повышением вероятности возникновения финансовых затруднений с ростом доли заемного капитала.