Тема 1. Акмеология как наука системы человекознания

ПРАКТИКУМ

По дисциплине «Акмеология физической культуры и спорта»,

Содержание

Тема 1. Акмеология как наука системы человекознания.

Тема 2. Методы акмеологии.

Тема 3. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека.

Тема 4. Вершины творчества выдающихся людей в различных сферах деятельности и прогресс человечества.

Тема 5. Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности.

Тема 6. Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах.

Тема 7. Технология педагогического общения.

Тема 8. Педагогическая диагностика.

Тема 1. Акмеология как наука системы человекознания

Задачи занятия:

1. Сформировать представление об акмеологии как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке.

2. Познакомиться с понятийным аппаратом акмеологии как целостной системой.

3. Заложить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия акмеологической науки (зрелость, развитие, профессионализм, компетентность, деятельность, творчество, индивидуальность, личность, способности, талант, гениальность, саморегуляция, инновация, интеграция).

Вопросы для обсуждения:

1. Становление акмеологии как науки.

2. Определение понятия «акмеология», объект, предмет акмеологии.

3. Задачи акмеологии.

4. Связь акмеологии с другими науками о человеке.

5. Сходство и различие в становлении человека как индивида, как личности, как индивидуальности при движении к вершине развития.

6. Достижение человеком в развитии вершин его личностных, субъектно-деятельностных, творческих характеристик.

7. Возможность достижения микроакме на разных возрастных ступенях жизни человека.

8. Воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) на развитие человека и его творческого потенциала.

9. Творческий потенциал человека и его самореализация.

Задания:

1. Заполните таблицу«Связь акмеологии с другими науками о человеке». Ответ дайте в виде конкретных понятий, примеров, перечня проблем.

  Основные направления, по которым развиваются межпредметные связи акмеологии Психология Философия Педагогика История Культурология Социология Экономика Экология Политология
1. уточнение и обогащение понятийно-категориального аппарата акмеологии                  
2. использование идей, теорий и концепций других отраслей наук                  
3. внедрение новых принципов и методов научного исследования                  
4. интеграция и дифференциация акмеологического знания                  

Ответьте на вопросы по таблице:

а) по каким направлениям, из указанных в таблице, межпредметные связи акмеологии с другими науками развиваются наиболее интенсивно и почему?

б) можно ли, по вашему мнению, утверждать о связях акмеологии с паранауками о человеке (графологией, френологией, физиогномикой и др.)?

2. Впишите в ваш акмеологический словарь основные понятия акмеологической науки: акмеология, зрелость, развитие, профессионализм, компетентность, деятельность, творчество, индивидуальность, личность, способности, талант, гениальность, саморегуляция, инновация, интеграция.

3. Напишите, что бы вы хотели узнать из курса «Акмеология физической культуры и спорта» для своей будущей профессии?

4. Напишите, если бы был создан институт комплексного человекознания, то какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали между собой?

5. Проведите подбор тематического материала (периодическая печать, научные журналы и т.д.) по проблемам акмеологии как науки системы человекознания.

6. Приготовьте публичное выступление на семинаре (3 – 5 минут) о выдающемся деятеле акмеологии истории или современности (краткая биография, основные идеи, область применения и т.д.).

7. Напишите эссе на тему: «Роль акмеологических знаний в моей профессиональной деятельности».

Литература:

Основная

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.

Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005.

Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 5 – 16.

Дополнительная

Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 20 – 65.

Деркач, А. А. Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С.10 – 48.

Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 5 – 90.

Бодалев, А. А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С. 11 – 145.

Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. – 1995. – № 1 – С. 41 – 53.

Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 108 – 113.

Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 4 – 10.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: