ПРАКТИКУМ
По дисциплине «Акмеология физической культуры и спорта»,
Содержание
Тема 1. Акмеология как наука системы человекознания.
Тема 2. Методы акмеологии.
Тема 3. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека.
Тема 4. Вершины творчества выдающихся людей в различных сферах деятельности и прогресс человечества.
Тема 5. Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности.
Тема 6. Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах.
Тема 7. Технология педагогического общения.
Тема 8. Педагогическая диагностика.
Тема 1. Акмеология как наука системы человекознания
Задачи занятия:
1. Сформировать представление об акмеологии как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке.
2. Познакомиться с понятийным аппаратом акмеологии как целостной системой.
3. Заложить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия акмеологической науки (зрелость, развитие, профессионализм, компетентность, деятельность, творчество, индивидуальность, личность, способности, талант, гениальность, саморегуляция, инновация, интеграция).
|
|
Вопросы для обсуждения:
1. Становление акмеологии как науки.
2. Определение понятия «акмеология», объект, предмет акмеологии.
3. Задачи акмеологии.
4. Связь акмеологии с другими науками о человеке.
5. Сходство и различие в становлении человека как индивида, как личности, как индивидуальности при движении к вершине развития.
6. Достижение человеком в развитии вершин его личностных, субъектно-деятельностных, творческих характеристик.
7. Возможность достижения микроакме на разных возрастных ступенях жизни человека.
8. Воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) на развитие человека и его творческого потенциала.
9. Творческий потенциал человека и его самореализация.
Задания:
1. Заполните таблицу«Связь акмеологии с другими науками о человеке». Ответ дайте в виде конкретных понятий, примеров, перечня проблем.
Основные направления, по которым развиваются межпредметные связи акмеологии | Психология | Философия | Педагогика | История | Культурология | Социология | Экономика | Экология | Политология |
1. уточнение и обогащение понятийно-категориального аппарата акмеологии | |||||||||
2. использование идей, теорий и концепций других отраслей наук | |||||||||
3. внедрение новых принципов и методов научного исследования | |||||||||
4. интеграция и дифференциация акмеологического знания |
Ответьте на вопросы по таблице:
|
|
а) по каким направлениям, из указанных в таблице, межпредметные связи акмеологии с другими науками развиваются наиболее интенсивно и почему?
б) можно ли, по вашему мнению, утверждать о связях акмеологии с паранауками о человеке (графологией, френологией, физиогномикой и др.)?
2. Впишите в ваш акмеологический словарь основные понятия акмеологической науки: акмеология, зрелость, развитие, профессионализм, компетентность, деятельность, творчество, индивидуальность, личность, способности, талант, гениальность, саморегуляция, инновация, интеграция.
3. Напишите, что бы вы хотели узнать из курса «Акмеология физической культуры и спорта» для своей будущей профессии?
4. Напишите, если бы был создан институт комплексного человекознания, то какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали между собой?
5. Проведите подбор тематического материала (периодическая печать, научные журналы и т.д.) по проблемам акмеологии как науки системы человекознания.
6. Приготовьте публичное выступление на семинаре (3 – 5 минут) о выдающемся деятеле акмеологии истории или современности (краткая биография, основные идеи, область применения и т.д.).
7. Напишите эссе на тему: «Роль акмеологических знаний в моей профессиональной деятельности».
Литература:
Основная
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.
Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005.
Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 5 – 16.
Дополнительная
Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 20 – 65.
Деркач, А. А. Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С.10 – 48.
Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 5 – 90.
Бодалев, А. А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С. 11 – 145.
Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. – 1995. – № 1 – С. 41 – 53.
Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 108 – 113.
Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 4 – 10.