Задание 4. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования

Инструкция: «Читая задачи (1 – 6), необходимо уяснить ситуации, манеру общения, способы воздействия, индивидуальные особенности, характерные для общения отдельных лиц и сделать соответствующие записи предложенных решений».

Задача 1. Определите, какая ситуация могла предшествовать такому обращению тренера к спортсмену и к какому результату в дальнейшем общении тренера с данным спортсменом она могла бы привести.

«Знаете что? Вам сейчас снова на дорожку. Так вот, идите и можете проиграть! Нет, я серьезно! Разрешаю вам проиграть и ругать не буду. Но нанесите хоть пару уколов, чтобы уже не «под нуль». Поборитесь хоть немного, покажите, что вы тоже кое-что умеете!»

Задача 2. Объясните обоснованность такого несправедливого обращения тренера к спортсмену.

«На последних тренировках вы позволяете себе уходить от силовой борьбы под щитом, экономите силы, не проявляете настойчивости в борьбе за мяч. Такая игра в предстоящей решающей встрече может дорого стоить команде». Ситуация: известный спортсмен – спокойный, добрый, чуткий человек; спокойствие сопутствовало ему даже в решающих матчах.

Задача 3. Учтите ситуацию и проанализируйте первое и второе обращения тренера к спортсменке перед стартами в ответственных соревнованиях.

Монреальская Олимпиада. Тренер не без внутренних сомнений согласился выставить спортсменку не только на 1500 м, но и на 800 м, хотя перед этим она выдержала шесть стартов подряд.

Перед первой дистанцией (800 м) тренер сказал спортсменке: «Не ждут от тебя золота, это ведь не твоя дисциплина. Будешь в шестерке – хорошо, а в призерах – просто замечательно!»

Перед второй дистанцией (1500 м) он сказал ей: «Одна золотая медаль у тебя уже есть, а если не будет второй, не страшно!»

Задача 4. Проведите психологический анализ установки тренера своей команде перед решающей встречей за призовое место в турнире.

«В предстоящем матче нужно сыграть так, как вы умеете играть решающие встречи, как вы должны играть матчи на золотые медали. Результат будет зависеть от вашей собранности и самоотверженности, от умения помочь друг другу в трудную минуту. Прошу вас не брюзжать, если партнер ошибется, а прийти ему на помощь. Сегодня нужно сражаться за каждый мяч, за каждое очко, не щадить себя, падать на мяч, когда это нужно, даже лидерам, таким как Белов. Все делать в интересах команды. Без полной самоотдачи и самопожертвования невозможно будет выиграть этот матч. Сегодня вы обязаны забыть о невзгодах, о личных обидах, которые, естественно, могут быть у каждого из вас. Личное «я» надо полностью подчинить интересам команды!»'

Задача 5. Проведите психологический анализ способов управления действиями игроков в соревновательных условиях таких выдающихся советских тренеров, как А. И. Чернышев, А. В. Тарасов, Б. П. Кулагин и В. В. Тихонов.

Сделайте заключение о внешней манере общения упомянутых ниже тренеров, о проявлении их эмоциональности, своеобразии приемов и стиля управления командой, характерных для каждого тренера.

А. И. Чернышев руководит командой во время игры спокойно, деловито, даже сидя. Он всегда корректен, вежлив, осмотрителен в выборе выражений. Однако тот, кто считает А. И. Чернышева человеком, лишенным темперамента, ошибается. Просто этот человек, опытнейший наш тренер, обладает колоссальной волей, редкой внутренней дисциплиной. И эта дисциплинированность, сдержанность передавалась игрокам, вселяя в них уверенность в своих силах, успокаивала не в меру горячих. А. И. Чернышев, как писал в своей книге «Три начала» Валерий Харламов, «искусно снимает психическое напряжение, вносит некую утешающую, если так можно выразиться, струю».

A. В. Тарасов, объясняя подопечному просчеты или давая советы, стоял, сидел, приседал перед игроком на корточки, возмущался, целовал игроков и громко удивлялся, мрачнел и смеялся, обижался и... обижал. Но смеем утверждать: его эмоциональность не шла вслед за ходом матча, а опережала события и управляла событиями. И это главное. А. В. Тарасов предвосхищал надвигающуюся грозную ситуацию, изменял в нужном направлении настроение отдельного игрока или даже всего звена (порой и команды), управлял ходом матча, вкладывая в процесс управления всего себя, всю душу. Думаем, что лишь авторитет, помноженный на талант, дает возможность управлять командой именно так.

Б. П. Кулагин внешне статичен, мало вмешивается в «скамеечные» дела, но в ключевых моментах вдруг (а вдруг ли?!) возникает по мере надобности точная реплика, ироничность, строгость. Команда буквально чувствует, что ей дают простор, но если собьешься, тебя поправят. Б. П. Кулагина можно сравнить с классным наездником, который не дергает коня постоянными командами (повод, казалось бы, опущен), но на малейшую неточность отвечает корректирующей реакцией, абсолютно соразмерной этой неточности – ни больше ни меньше. Такое управление, пожалуй, в наибольшей степени подходит для игроков высшего класса: оно как бы организует возможность для творческого самовыражения.

B. В. Тихонов не выделяется экстравагантностью поведения: если игра идет по плану – скуп на слова и жесты; если нет – быстро реагирует на ошибки игроков. Но чтобы понять его «режиссуру» в ходе матча, необходимо знать, насколько кропотливой была работа, проведенная им до начала поединка. Как никто другой, умеет он отдать (подчеркиваем!) буквально все личное время анализу прошедшей игры или разбору игры будущего соперника. Использует все доступные средства информации – от записи игровой деятельности до видеосъемки. Видеозаписи игр просматривает многократно, пока не приходит к определенным выводам, которые и рождают установку на будущую игру. В ходе такого углубленного анализа, порой проходящего даже ночью, ему становятся предельно ясными и сильные стороны соперника, и слабые, успехи и ошибки своей команды.

Выполнение или невыполнение плана действий влечет соответствующие коррекции в ходе матча. Быстрые и своевременные вмешательства в ситуации, складывающиеся на площадке, – точные решения. Это и есть не что иное, как управление командой в ходе матча.

Порой Тихонов резок с игроками, допустившими ошибку (видимо, оттого, что самому-то ему все ясно, в ходе формирования установки буквально все разложено по полочкам, а вот при воплощении задуманного допустили брак). В этих случаях в роли «противовеса», регулирующего микроклимат на скамейке ЦСКА, выступает Ю. И. Моисеев. Продолжая разговор о ЦСКА, можно утверждать: в критические моменты руководство игрой команды становится коллективным.

Литература:

Основная

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – С. 656 – 667.

Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 68 – 142.

Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 131 – 150.

Дополнительная

Воронов, В. В. Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов, учителей. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 76 – 79.

Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / Н. А.. Морева. – М.: Просвещение. 2006. – С. 204 – 261.

Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 184 –195; 206 – 209.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: