Под внутрифирменным предпринимательством понимается реализация целей внутри существующей коммерческой организации, выпускающей определенную продукцию (работы или услуги), в которой руководителем создаются условия для выдвижения и реализации новаторских идей по коммерциализации новых технических, технологических и иных достижений, для чего выделяются ресурсы (интракапитал) для их реализации и оказывается всесторонняя помощь при практической реализации идеи.
Внутрифирменное предпринимательство можно рассматривать как деятельность по производству и реализации продукции (работ) на основе интеграции инициативы и возможностей коммерческой организации. Таким образом, человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках действующей организации, - это интрапренер.
Сущность деятельности интрапренера в том, что он не ждет каких-либо изменений в деятельности организации и лишь потом реагирует на них соответствующим образом, «заставляя» происходить выгодные для коммерческой организации изменения, т.е. перестраивает обычный процесс в предпринимательский, инновационно-интрапренерский.
|
|
Главными целями внутрифирменного предпринимательства являются стимулирование и удовлетворение спроса на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации.
Главной целью интрапренера является максимизация его возможностей в условиях действующей коммерческой организации.
Цели внутрифирменного предпринимательства формируются в условиях внутренней среды коммерческой организации под воздействием внешней среды. Это может быть:
· потребность в получении денежных средств для устойчивого развития коммерческой организации;
· потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития коммерческой организации;
· желание получить дополнительную прибыль к имеющейся.
Также целью внутрифирменного предпринимательства является обеспечение интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации традиционного типа необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности.
В задачи интрапренера может входить:
1) реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг), таким образом, сдвигаются кривые спроса;
2) поиск новых методов организации производства и новых технологий (сдвигаются кривые затрат).
Разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения, т.е. одной из главных задач развития внутрифирменного предпринимательства является создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность и реализацию новаторских способностей.
|
|
Контрольные вопросы
1 Сущность внутрифирменного предпринимательства.
2 Основные условия реализации предпринимательской деятельности: самостоятельность, рисковый характер, систематичность (постоянство осуществления), правовой характер, коммерческая направленность (получение прибыли).
3 Методы экономического управления подразделениями организации.
4 Соизмерение затрат и результатов деятельности структурных подразделений.
5 Что такое структурное подразделение организации и от чего зависит их формирование?
6 Что такое бюджетирование и какую роль оно играет во внутрифирменном предпринимательстве?
7 Механизм обеспечения предпринимательской деятельности.