Организационно-распорядительные методы управления, их характеристика

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

· организационного регламентирования,

· организационного нормирования

· организационного инструктирования.

Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Организационно-распорядительные методы основаны на организационных отношениях, существующих в любом обществе, социально-экономической системе. На их базе формируются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, власти и компетентности. Анализ содержания управления организацией показал то, что вся система так или иначе пронизана организационно-распорядительной деятельностью.

19.Понятие управленческого решения. Основные этапы процесса принятия управленческого решения, их характеристика. Виды управленческих решений

Управленческое решение - это творческая волевое действие субъекта управления, направленная на решение конкретной ситуации или проблемы Принятие решений является центральным звеном любой деятельности организации можно выделить стратегические и административные и оперативные решения Стратегические решения связаны, главным образом, с внешними проблемами предприятия, административные - с созданием максимального производственного потенциала на ба со рационального использования ресурсов, операционные - с максимизацией доходности текущих операциицій.

Процесс принятия решений может базироваться на интуиции, прошлом опыте или иметь рациональный характер Чисто интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен Ос собак, принимающего решения, не взвешивает при этом все \"за\" и \"против\" по каждой альтернативы и не испытывает потребности даже в понимании ситуации на значительную зависимость от интуиции менеджера высшего уровня по ре результатам своих исследований указывают Минцберг, ЙСок, Пол Кук и другие специалисты [1] Но с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без использования логики невысоки Чрезмерная ориентация на к своему ид смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прошлыми действиями При этом часто руководитель, чрезмерно доверяет рассуждением и прошлому опыту, может сознательно или бессознательно избегать вторжения в новые сферы А опасения новых сфер деятельности может привести организацию к катастрофам тастрофи.

Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, включающего в себя пять этапов: диагностику проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявленных ения альтернатив, оценку альтернатив и окончательный выбор.

Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

по сложности: простые и сложные;

по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2) запрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или запрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: