Проектом считается любой процесс целенаправленных изменений в организации (например, модернизация производства, освоение новых видов продукции или технологий, автоматизация управления финансами, проектирование новой структуры управления и т. п.), обладающий следующими характерными чертами:
• целостный характер деятельности;
• участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации;
• четко сформулированный конечный результат деятельности;
• ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения целей проектирования.
Сущность и значение менеджмента
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды (или группы), работающей на временной основе. В ее состав включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению.
|
|
Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. В их числе: ответственность за планирование и ход выполнения работ, контроль расходования выделенных ресурсов и сроков проведения работ, материальное стимулирование работников. Представленная на рис. 7 типичная проектная структура используется при разработке крупных проектов, в которых руководитель несет полную ответственность за выполнение задач и использование ресурсов.
Система менеджмента
Проектная структура обладает большой гибкостью, но при проведе-нескольких проектов приводит к необходимости распределения ре-сов меЖду ними в соответствии с важностью, приоритетностью и другими критериями. Исследования показывают, что две трети проблем, связанных с проектной структурой, возникает из-за плохой кооперации между проектными группами, отсутствия необходимой увязки с внешней средой (особенно с потребителями и поставщиками) и базовой структурой управления. В результате проекты не выполняются в срок, требуют дополнительных ресурсов и нередко не соответствуют заданиям по качеству.
Нередко множественность проектных структур усложняет проблему координации работ как между ними, так и с остальной частью организации. В таких организациях управление должно строиться на основе сочетания базовой структуры (она рассматривается как источник ресурсов) и проектных групп, которые являются рабочими единицами с закрепленными за ними целями. В некоторых организациях для этих целей назначают главного руководителя проектов, который осуществляет функцию координации.