Основные элементы структуры управления организацией

Предприятие с точки зрения проблем управления представляет собой совокупность двух больших подсистем: управляющая подсистема и управляемая подсистема.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием,

Управляемая — совокупность отделов, участков, бригад и рабочих мест.

Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды.

Управляющая подсистема включает в себя следующие элементы:

§ организация управления (функции управления и структуры управления);

§ методы управления (экономические, административно-пра­вовые, организационные, социально-психологические);

§ технология управления;

§ техника управления.

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда предлагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений; аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, отдела организации труд и заработной платы, бухгалтерии и т.д.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления: генеральный директор, заместители генерального директора, начальники функциональных отделов и т.д.

Число уровней управления зависит от размера предприятия, от того, моно- или полипродуктивным оно является, от географического положения, наличия филиалов или дочерних компаний в стране или других странах и т.д.

В зависимости от числа уровней управления руководителей традиционно делят на три категории:

§ руководители технического уровня (руководители низового звена или операционные управляющие), осуществляющие ежедневные действия по управлению производством;

§ руководители управленческого уровня (руководители средне го звена), осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия;

§ руководители институционального уровня (руководители высшего звена), обеспечивающие разработку к различного род! переменам и т.д.

Структура управления предприятием складывается из ступе­ней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления — самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

Совокупность ступеней и звеньев – это аппарат управления предприятия, называемый также орга­низационной структурой управления, представляет собой.

Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи — связи подчинения. Они являются след­ствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уров­ней управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: