Программное обеспечение для создания систем дистанционного обучения. Создание элементов курса дистанционного обучения: лекция (урок), тест, задания и т.п

Программное обеспечение системы дистанционогообучения -с овокупность программ для реализации целей и задач дистанционного обучения, обеспечивающих активную учебную деятельность.

Программное обеспечение должно базироваться на серийных, лицензионных программных продуктах.

В состав программного обеспечения должны входить средства централизованного контроля и управления как всей инфраструктурой комплекса в целом, так и его отдельными компонентами. Средства мониторинга должны отслеживать основные события, происходящие в системе, и о наиболее важных из них оперативно уведомлять администраторов. Должны быть предусмотрены механизмы автоматического выполнения необходимых операций как по расписанию, так и в ответ на возникновения определенных событий. Средства контроля и управления должны предоставлять администраторам системы возможность удаленного доступа для контроля и управления компонентами системы.

В состав программного обеспечения должны входить средства создания отчетности, позволяющие настраивать отчетность без привлечения программистов.

Программное обеспечение должно предоставлять возможности настройки для своевременного отражения требований к изменению обучающего процесса при изменении системы обучения и подготовки специалистов, при перепрофилировании учебного - заведения, открытие новых сфер деятельности, для создания новых обучающих дисциплин, изменения продолжительности, формы подачи.

Программные продукты сетевой технологии дистанционного обучения должны работать на всех основных платформах и операционных системах, в том числе на UNIX, Linux, Windows. Программное обеспечение должно обеспечивать эквива­лентное функционирование вне зависимости от аппаратного обеспечения и операционной системы.

Программное обеспечение должно обеспечивать высокую производительность. Оно должно быть достаточно быстродействующим и надежным, чтобы одновременно обслужить разнообразные потребности всех обучаемых, администраторов, разработчиков контента и преподавателей.

Программное обеспечение должно предусматривать масштабируемость. Составные части комплекса дистанционного обучения должны быть способны к расширению, предусматривать будущий рост, как в плане объема команд, так и размера студенческой аудитории.

Программное обеспечение должно обладать способностью к взаимодействию. Чтобы предоставлять контент из различных источников (учитывая авторские права) в различных аппаратно/программных средах многочисленных поставщиков, программное обеспечение должно базироваться на открытых промышленных стандартах, применяемых в Web: HTML, JSP, Servlet-s, J2EES, XML, SOAP и т.д. и поддерживать международные стандарты обучения: IMS, IEEE, AICC, SCORM и другие.

Программное обеспечение должно обеспечивать высокую готовность. Инфраструктура комплекса дистанционного обучения должна обеспечивать стабильный и непрерывный доступ к содержимому дисциплин вне зависимости от времени суток.

Составные части комплекса должны иметь развитые системы защиты от сбоев и надежные и прогнозируемые процедуры восстановления системы. Система должна обеспечивать механизмы создания резервных копий данных без остановки всего комплекса дистанционного обучения.

Программно-аппаратные требования для обучения в дистанционном режиме позволяют использовать практически любой современный персональный компьютер: Intel Pentium или аналогичный процессор с тактовой частотой 200MHz и выше. SVGA монитор, с разрешением экрана, как минимум, 800х600 точек и глубиной цвета 16 bit (рекомендуемое разрешение экрана — 1024х768). Звуковая карта, акустическая система или наушники. Доступ в Интернет со скоростью 28,8 кбит/с и выше. Операционная система семейства Microsoft Windows (98, ME, 2000, XP, 2003 или NT).

В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в ДО.

Лекции являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В дистанционном образовании особое значение имеют установочные лекции.

Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нереальном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары могут проводиться в дистанционном образовании с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.

Консультации - одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

В ДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в ДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Применяется два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: