Наименование занятия: Итоговое занятие по общей нозологии и некоторым вопросам типовых патологических процессов.
Вопросы к итоговому занятию:
- Охарактеризовать предмет изучения патологической физиологии как науки и как медицинской дисциплины.
- Назвать основные задачи (проблемы) патологической физиологии как науки и как медицинской дисциплины, объяснить её значение в общей системе подготовки врача.
- Объяснить взаимоотношение патологической физиологии с нормальной физиологией, биохимией, патологической анатомией и клиническими дисциплинами.
- Назвать основной метод патологической физиологии, раскрыть его сущность и особенности.
- Назвать вспомогательные методы, применяемые в патофизиологическом эксперименте, и пояснить их значение в диалектическом изучении болезни.
- Раскрыть понятие «общая нозология», пояснить, какие темы изучаются в этом разделе.
- Дать определение болезни с позиций современной науки.
- Сопоставить понятия «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние».
- Назвать и охарактеризовать основные периоды болезни.
- Назвать исходы болезни, пояснить их механизмы.
- Назвать признаки клинической и биологической смерти, пояснить механизмы их развития: назвать принципы восстановления жизненных функций организма (реанимации) в период клинической смерти.
- Охарактеризовать понятия «общая этиология», «причина», и «условие» возникновения болезни.
- Раскрыть положительные и отрицательные стороны монокаузализма, кондиционализма и конституционализма.
- Дать классификацию факторов внешней среды и раскрыть их роль в происхождении заболеваний.
- Назвать виды повреждений в организме вследствие действия на него механических факторов.
- Назвать причины, условия и объяснить механизмы развития травматического шока с учётом основных его стадий.
- Назвать основные принципы терапии при травматическом шоке.
- Перечислить физические факторы внешней среды. Привести примеры.
- Дать определение понятия «переохлаждение (гипотермия)». Назвать причины, условия и объяснить механизмы развития переохлаждения по стадиям.
- Пояснить роль низкой температуры окружающей среды в возникновении и развитии простудных заболеваний. Привести примеры.
- Привести примеры использования гипотермии в медицине. Объяснить принципы применения гипотермии при хирургических операциях на сердце и головном мозге, трансплантации органов.
- Назвать причины, условия и объяснить механизмы перегревания по стадиям.
- Назвать заболевания человека, на возникновение и развитие которых влияет высокая температура окружающей среды. Пояснить, почему высокая температура может быть фактором, способствующим развитию кишечных инфекций.
- Назвать причины теплового удара и объяснить механизмы его развития.
- Назвать причины солнечного удара и объяснить механизмы его развития.
- Назвать периоды ожоговой болезни, дать их характеристику, объяснить основные механизмы их развития.
- Объяснить причины и механизмы развития горной болезни.
- Назвать основные защитно-приспособительные реакции при горной болезни и объяснить их механизмы.
- Назвать явления повреждения в организме при отравлении кислородом и азотом.
- Назвать причины и объяснить механизмы развития кессонной болезни, указать меры профилактики в терапии кессонной болезни.
- Перечислить основные виды лучистой энергии и объяснить механизмы повреждающего действия инфракрасного излучения.
- Перечислить основные виды лучистой энергии и объяснить механизмы повреждающего действия ультрафиолетового излучения.
- Назвать виды ионизирующих излучений и объяснить причины, механизмы развития лучевой болезни.
- Перечислить периоды костномозговой формы острой лучевой болезни и охарактеризовать картину крови при каждом из них.
- Привести примеры повреждающего действия химических факторов как причины болезни и патологических процессов.
- Привести примеры повреждающих действий биологических факторов как причин патологических процессов и болезни.
- Какую роль играют социальные факторы в происхождении болезней человека? Привести примеры.
- Дать определение понятия «общий патогенез», пояснить сущность терминов «причинно-следственные связи в патогенезе», «начальное звено в патогенезе», «главное звено». Пояснить примерами.
- Дать определение понятия «саногенез», пояснить его роль в патогенезе и исходе болезней.
- Дать определение понятия «повреждение клетки». Назвать причины повреждения клетки, классифицировать их.
- Охарактеризовать специфические механизмы повреждения клеток.
- Охарактеризовать неспецифические механизмы повреждения клетки.
- Пояснить метаболические, функциональные, морфологические повреждения клеток. Последствия.
- Назвать виды гибели клеток. Объяснить механизмы некроза и апоптоза.
- Перечислить и пояснить основные внутри- и внеклеточные защитно-приспособительные реакции при повреждении.
- Определите понятие «реактивность организма». Назвать её виды по Адо А.Д.
- Назвать факторы индивидуальной реактивности организма, привести примеры.
- Пояснить механизмы индивидуальной реактивности организма. Современные представления.
- Механизмы физиологической реактивности.
- Механизмы развития патологической реактивности (Павлов, Селье, Анохин, Меерсон и др.).
- Охарактеризовать роль фактора возраста в индивидуальной реактивности организма.
- Пояснить роль фактора пола и наследственного фактора в индивидуальной реактивности человека.
- История жизни человека и конституция как факторы индивидуальной реактивности человека.
- Назвать виды нарушений углеводного обмена. Перечислить причины гипогликемических состояний, пояснить механизмы их возникновения, проявления, последствия. Гипогликемическая кома, принципы выведения из комы.
- Пояснить причины и механизмы гипогликемических состояний, привести примеры.
- Дать определение понятия «сахарный диабет (СД)». Назвать виды, объяснить причины, механизмы развития СД 1 и 2 типов.
- Объяснить механизмы нарушения жирового и белкового обменов при СД.
- Назвать и пояснить основные осложнения при СД. Диабетическая кома, виды, особенности. Принципы выведения из комы. Перечислить поздние осложнения СД.
- Перечислить виды нарушений водно-солевого обмена (дисгидрий). Охарактеризовать виды, последствия для организма гипогидратации.
- Охарактеризовать виды, причины, механизмы развития, последствия для организма гипергидратации.
- Дать определение понятия «отёк». Назвать виды, привести классификации отёков, пояснить причины, общие механизмы развития отёков, последствия для организма.
- Пояснить влияние сахарного диабета на течение патологических процессов в полости рта.
- Пояснить, как влияет нарушение фосфорно-кальциевого обмена на возникновение заболеваний полости рта.
Тесты к итоговому занятию №1