Тема 10. Типы, виды и качество выборки. (2 часа)

1. Типы выборки. Обоснование применения различных типов выборки.

2. Ошибка выборки. Условия, от которых зависит объем выборки.

Тема 11. Опрос как универсальный метод сбора данных. (2 часа)

1. Специфика метода опроса.

2. Преимущества, недостатки и причины популярности опроса.

Тема 12. Разновидности опроса. (2 часа)

1. Разновидности метода опроса и их краткая характеристика.

2. Почтовый и прессовый опросы: условия применения и особенности метода.

3. Телефонный опрос: проблема репрезентативности.

Тема 13. Анкетирование. (2 часа)

1. Анкетный опрос: преимущества, недостатки и границы использования метода.

2. Анкета - информационный документ о состоянии объекта. Композиция анкет

3. Организация и контроль анкетирования. Пилотаж анкеты.

Тема 14. Вопрос в социологическом инструментарии. (2 часа)

1. Вопрос как инструмент коммуникации.

2. Перевод вопроса на язык респондента.

Тема 15. Виды вопросов. (2 часа)

1. Классификация видов вопросов.

2. Использование различных видов вопросов - важнейший способ повышения надежности информации.

3. Конструкция вопроса и интерпретация ответа.

Тема 16. Интервью. (2 часа)

1. Особенности, преимущества и недостатки интервью.

2. Эффект интервьюера. Создание сети интервьюеров.

3. Разновидности интервью.

4. Стандартизированное интервью.

Тема 17. Фокусированное групповое интервью (фокус-группы). (2 часа)

1. Особенности фокусированного группового интервью и сравнение его с другими типами интервью.

2. Формирование групп для проведения фокусированного группового интервью.

3. Создание комфортной обстановки для проведения фокус-групп.

4. Модератор и его стиль работы.

Тема 18. Экспертный опрос. (2 часа)

1. Специфика метода экспертного опроса. Критерии отбора экспертов.

2. Функции экспертной оценки: прогнозная, диагностическая оценка степени достоверности массовых опросов.

Тема 19. Телефонный опрос. (2 часа)

1. Особенности телефонного опроса

2. Преимущества и недостатки телефонного опроса

3. Проблемы репрезентативности

4. Радиотелевизионные опросы, репрезентативность радиотелефонных опросов.

Тема 20. Почтовый опрос

1. Преимущества и недостатки и границы использования метода

2. Новые технологии проведения почтового опроса

Тема 21. Социометрический опрос. (2 часа)

1. Социометрия как метод исследования: преимущества, недостатки и границы использования.

2. Социометрический критерий.

3. Способы обобщения данных социометрического опроса.

Тема 22. Композиция вопросника и разновидности опроса. (2 часа)

1. Пилотаж и его задачи, в обеспечении процедуры сбора данных в различных видах опроса.

2. Формулировка вопроса: универсальные и специфические требования.

3. Открытые и закрытые вопросы и их использование в зависимости от видов инструментария.

4. Последовательность вопросов

5. Пробные вопросы: целесообразность использования.

Тема 23. Документальные источники. (2 часа)

1. Понятие документа в социологии.

2. Понятие достоверности и правила работы с документами.

Тема 24. Традиционный анализ документов. (2 часа)

1. Традиционный анализ документов.

2. Традиционный анализ документов как интенсивный анализ.

Тема 25. Контент-анализ. (2 часа)

1. Контент-анализ: процедура и способы обеспечения надежности информации.

2. Преимущества и недостатки метода.

3. Создание кодированного бланка.

Тема 26. Наблюдение. (2 часа)

1. Понятие наблюдения и его типы.

2. Наблюдатель и наблюдаемый процесс.

3. Пути повышения надежности данных наблюдения.

4. Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Тема 27. Социологический эксперимент. (2 часа)

1. История возникновения метода и логика экспериментального анализа.

2. Разновидности социологического эксперимента.

3. Основные приемы выравнивания индивидуальных характеристик в натурных контролируемых экспериментах.

4. Преимущества, недостатки и границы использования социологического эксперимента.

Тема 28. Социологическая диагностика. (2 часа)

1. Место социологической диагностики в системе средств практической деятельности социолога.

2. Сферы применения социологической диагностики. Особенности диагностических методик, используемых в социологической практике.

3. Структура социологической диагностики.

4. Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии.

Тема 29. Использование тестов в социологии. (2 часа)

1. Особенности теста как метода исследования.

2. Разновидность тестов и границы их применения.

3. Проективные методики. Метод семантического дифференциала (СД).

4. Методики для выявления ценностных ориентаций. Методика Рокича.

Тема 30. Игровые методы. (2 часа)

1. Виды игр и их назначение. Игра как социальная технология.

2. Игровые методы и их социологическая практика.

3. Инновационные игры как способ оптимизации управленческой деятельности.

Тема 31. Комбинаторность методов в социологическом исследовании (СИ). (2 часа)

1. Основные принципы выбора методов в СИ.

2. Взаимодополняемость количественных и качественных методов - одно из условий адекватности и глубины интерпретации результатов исследования.

3. Взаимосвязь методов сбора, обработки и анализа информации.

4. Комплексное применение разных методов для решения одной задачи.

Тема 32. Обработка данных социологического исследования СИ. (2 часа)

1. Обработка данных конкретного социологического исследования.

2. Подготовка данных для обработки.

3. Обработка открытых вопросов.

4. Разработка заданий специалистам по обработке данных.

5. Компьютерная и ручная обработка данных.

Тема 33. Анализ результатов СИ. (2 часа)

1. Группировка и классификация - простейшие процедуры упорядочения данных.

2. Определение корреляций между переменными - важнейший способ анализа данных.

3. Количественно-качественный анализ результатов СИ.

Тема 34. Аналитический отчет как конечный результат СИ. (2 часа)

1. Структура отчета.

2. Основные правила составления отчета и требования, предъявляемые к нему.

Тема 35. Социологическое обеспечение управленческой деятельности.(2 часа)

1. Социологическая служба предприятия (организации) и ее задачи по оптимизации деятельности руководителей.

2. Управленческое консультирование.

3. Основные методы оценки руководителей и специалистов на предприятиях (в организациях).

4. Групповая работа как метод, применяемый в управленческом консультировании.

Тема 36.Подготовка и представление научного отчета (2 часа)

1. Введение к отчету.

2. Обобщение данных и представление результатов. Анализ результатов исследования как процедура проверки гипотез

3. Выводы и практические рекомендации. Подготовка экспресс - информации по требованию заказчика.

4. Социологическое обеспечение управленческой деятельности

VII. Лабораторные занятия

Не предусмотрены учебным планом

VIII. Курсовые (домашние задания) и самостоятельная работа студентов.

В течение 4 – го семестра студенты готовят контрольно- курсовую работу, в течение 5 – го семестра - курсовую работу. Тематика контрольно- курсовых работ и курсовых работ представлена в методических указаниях для подготовки к семинарским занятиям

Тема 1. Подготовка сообщений и докладов.

1. Трансформация экономических институтов в России и социологические проблемы. (1 час.)

2. Социодемографические исследования. (0,5 час.)

3. Изучение социально - политических процессов социологами. (0,5 час.)

4. Социально-психологическое исследование. (0,5 час.)

5. Применение лонгитюдного исследования для изучения социальных проблем российской молодежи. (0,5 час.)

6. Мониторинговые исследования социальных преобразований в российском обществе. (1 час.)

Тема 2. Подготовка сообщений и докладов.

1. Проблемы, возникающие на каждом этапе исследования. (1 час.)

2 Организация полевого этапа. (0,5 час.)

3. Особенности подготовительного этапа. (0,5 час.)

Тема 3. Подготовка сообщений и докладов:

1. Программа КСИ как начальный этап решения социальной проблемы (на примере конкретной тематики). (1 час.)

2. Логическая последовательность действий при разработке программы социологического исследования. (1 час.)

3. Функции программы социологического исследования. (1 час.)

4. Интерпретация и операционализация основных понятий в системе объекта и предмета исследования. (1 час.)

5. Выявление комплекса факторов, детерминирующих возникновение негативных девиаций в российском обществе. (1 час.)

6. Определение принципиальных путей решения проблемы негативных изменений в институте высшего образования в России в рамках КСИ. (2 час.)

7. Концептуальное видение изучения социальной адаптации студентов к общественным переменам в России.(2 час.)

Тема 4. Подготовка сообщений и докладов:

1. Методологический раздел программы КСИ (на примере конкретного исследования).(4 час.)

2. Теоретико-прикладные аспекты исследования социальных проблем семьи.(0,5 час).

3. Использование теорий конфликта и структурного функционализма при изучении проблем социального института семьи..(0,5 час).

4. Программа повторно-сравнительного исследования (на примере конкретной темы)..(0,5 час).

5. Методологические проблемы исследования социальной стратификации в российском обществе. (0,5 час).

6. Изменение политического сознания россиян (методологический аспект). (0,5 час).

7. Методологические подходы исследования социального самочувствия молодежи. (0,5 час).

8. Методология системного изучения социального института образования. (0,5 час).

Тема 5. Подготовка сообщений и докладов:

1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян. (0,5 час).

2. Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект. (0,5 час).

3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение. (0,5 час).

4. Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования). (0,5 час).

Тема 6. Подготовка сообщений и докладов:

1. Организационный раздел и проблемы организации конкретного социологического исследования. (0,5 час).

2. Подготовка инструментария социологического исследования (на примере конкретной темы).(2 час.)

3. Использование статистических данных при изучении демографической ситуации в регионе. (0,5 час).

4. Определение и обоснование методик изучения положения молодой семьи. (0,5 час).

Тема 7. Подготовка сообщений и докладов:

1. Применение номинальной неупорядоченной шкалы в анкетном опросе и формализованном интервью. (0,5 час).

2. Шкала рангов, ее применение в инструментарии и операции с числами. (0,5 час).

3. Использование интервальной шкалы в опросных методиках и операции с числами. (0,5 час).

4. Применение различных типов шкал при изучении политической ситуации в регионе. (0,5 час).

5. Критерии надежности шкал (анализ инструментария конкретного социологического исследования, проведенного в регионе или самостоятельно). (0,5 час).

6. Применение различных типов шкал и операции с числами по инструментарию исследования “Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России”.(0,5 час).

Тема 8. Подготовка сообщений и докладов:

1. Методы сбора первичной информации. ”.(0,5 час).

2. Количественные ("жесткие") методы. ”.(0,5 час).

3. Качественные ("мягкие") методы. ”.(0,5 час).

4. Сочетание количественных и качественных методов в КСИ. ”.(0,5 час).

5. Статистический анализ в КСИ (на примере конкретного исследования). ”.(0,5 час).

6. Системный анализ в КСИ. ”.(0,5 час).

7. Система сбора данных в КСИ. ”.(0,5 час).

8. Выборочное исследование.(1 час.)

9. Применение метода описания в КСИ. ”.(0,5 час).

10. Использование метода классификации в КСИ (на примере конкретных исследований). ”.(0,5 час).

Тема 9. Подготовка сообщений и докладов:

1. Социология и социальная статистика. ”.(0,5 час).

2. Основные статистические методы: общая характеристика и их применение в социо­логических исследованиях. ”.(0,5 час).

Тема 10. Подготовка сообщений и докладов:

1. Типы выборки: критерии использования, преимущества и недостатки. ”.(0,5 час).

2. Одноступенчатые и многоступенчатые выборки. ”.(0,5 час).

3. Особенности работы интервьюеров при использовании квотной выборки.(1 час.)

4. Применение таблицы случайных чисел (из опыта работы по проведению КСИ). ”.(0,5 час).

5. Качество выборки. ”.(0,5 час).

6. Применение территориальной выборки в конкретных социологических исследова­ниях. ”.(0,5 час).

7. Проектирование вероятностной бесповторной и повторной выборок (на примерах КСИ с приведением конкретных расчетов). (1 час.)

8. Расчет систематической ошибки выборки (на примере конкретного социологиче­ского исследования).(1 час.)

Тема 11. Подготовка сообщений и докладов:

1. Преимущества и недостатки опроса. (1 час.)

Тема 12. Подготовка сообщений и докладов:

1. Почтовый опрос: организация и процедура. (1 час.)

2. Методика почтового опроса исследования социально-экономической ситуа­ции в г. Туле. (0,5 час.)

3. Проектирование выборки при почтовом опросе: теория и практика расчетов. (Телефонный опрос: преимущества, недостатки и границы использования метода. (3 час.)

4. Опрос через сеть Интернет (зарубежный и отечественный опыт). (0,5 час.)

5. Процедура и организация прессового опроса. (0,5 час.)

6. Композиция анкеты для проведения прессового опроса (авторская методи­ка).(2 час.)

7. Почтовый и прессовый опрос: сравнительный анализ. (0,5 час.)

8. Анкетирование интервью и телефонный опрос (сравнительный анализ). (0,5 час.)

Тема 13. Подготовка сообщений и докладов:

1. Анкетный опрос: преимущества и недостатки метода. (0,5 час)

2. Интервью и анкетирование (сравнительный анализ). (2 час)

3. Анкета как инструмент познания. Принципы построения анкеты (на примере самостоятельно разработанной методики). (0,5 час)

4. Разработка анкеты по теме исследования «Социокультурные трансформации и изменения в институте высшего образования».).(2 час.)

5. Кодирование в анкете. (0,5 час)

6. Ориентация анкетного опроса. Принципы работы анкетера. (0,5 час)

7. Контроль за работой анкетеров. (0,5 час)

8. Пилотажное исследование. (0,5 час)

Тема 14. Подготовка сообщений и докладов:

1. Комплекс различных видов вопросов - средство повышения надежности и достоверности информации.(1 час.)

2. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования. (0,5 час)

3. Принципы построения анкеты и динамика развертывания опроса (на примере самостоятельно разработанной анкеты) (2 час.)

4. Пилотаж анкеты (на примере конкретной методики). (0,5 час)

5. Прямые и косвенные вопросы (анализ методик исследования). (0,5 час)

Тема 15. Подготовка сообщений и докладов:

1. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования (2 час)

2. Прямые и косвенные вопросы(анализ методик исследования) (2 час)

Тема 16. Подготовка сообщений и докладов:

1. Применение стандартизированного интервью при изучении семейных про­блем тульских женщин (из опыта участия в исследовании).(1 час)

2. Применение стандартизированного интервью в маркетинговых исследова­ниях. (0,5 час.)

3. Использование стандартизированного интервью при изучении политической ситуации в регионе. (0,5 час.)

4. Инструментарий в процессе проведения стандартизированного интервью (на примере конкретной методики). (2,5 час)

5. Формирование сети интервьюеров. Эффект интервьюера. (0,5 час.)

6. Интервью и анкетирование (сравнительный анализ методов). (0,5 час.)

Тема 17. Подготовка сообщений и докладов:

1. Использование фокус-групп для изучения социальной стратификации молодежи.(1 час.)

2. Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики).(3 час.)

3. Информация, полученная методом фокус-групп и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере КСИ).(2 час.)

4. Влияние стиля модераторы на поведение фокус-групп. (0,5 час.)

5. Принципы формирования фокус-групп в зависимости от цели и задач исследования. (0,5 час.)

Тема 18. Подготовка сообщений и докладов:

1. Использование экспертной оценки при диагностике социальной ситуации в России. (1 час.)

2. Применение экспертной оценки при прогнозировании социальных процес­сов. (0,5 час.)

3. Использование экспертного опроса при диагностике девиантного поведения молодежи. (0,5 час.)

4. Групповая оценка личности. (Сравнительный анализ существующих мето­дик ГОЛ). (0,5 час.)

5. Применение экспертного опроса в комплексе с другими методами (на при­мере конкретного исследования). (3 час.)

Тема 19. Подготовка сообщений и докладов:

1. Анкетирование, интервью и телефонный опрос (сравнительный анализ)(1 час.)

2. Телефонный опрос: преимущества и недостатки метода.(1 час.)

Тема 20. Подготовка сообщений и докладов:

1. Почтовый и прессовый опрос (сравнительный анализ) (1 час)

2. Опрос через сеть Интернет (зарубежный и отечественный опыт)(3 час.)

Тема 21. Подготовка сообщений и докладов:

1. Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования). (3 час)

2. Метод социометрии как составляющая часть методики изучения неформальной структуры производственного коллектива.(2 час)

3. Социометрия и ее сравнение с другими опросными методиками. (1 час)

4. Исследование неформальной структуры студенческой группы (4 час)

5. Использование социометрии для изучения социально- психологического климата трудового коллектива.(3 час.)

Тема 22. Подготовка сообщений и докладов:

1. Пилотаж как способ апробирования методики (с разработкой авторской методики). (1 час.)

2. Конструирование вопросников для различных видов опроса. Обоснование последовательности вопросов. (1 час.)

3. Последовательность вопросов в методике исследования политического поведения туляков. (1 час.)

4. Проективная техника для изучения социальной адаптации молодежи. (1 час.)

5. Открытые и закрытые вопросы в различных методиках, исследующих девиантное поведение молодежи. (1 час.)

Тема 23. Подготовка сообщений и докладов:

1. Применение документального анализа при исследовании проблем российской семьи. (2 час)

2. Использование документальных источников при исследовании социально- демографических процессов в России и в Туле. (2 час)

3. Использование статистических документов при построении моделей динамики

населения Тульской области. (1 час.)

Тема 24. Подготовка сообщений и докладов:

1. Применение анализа документов в процессе изучения девиантного поведения молодежи (на материалах конкретного социологического исследования).(4 час.)

Тема 25. Подготовка сообщений и докладов:

1. Контент-анализ как метод исследования (на примере исследования конкретной проблематики).(8 час.)

Тема 26. Подготовка сообщений и докладов:

1. Неструктурализованное наблюдение как качественный метод сбора данных в исследовании социальной адаптации студентов.(1 час.)

2. Статистическое наблюдение и его использование в социально-демографических исследованиях. (1 час.)

3. Использование статистического наблюдения в маркетинговых исследованиях. (1 час.)

4. Применение структурализованного наблюдения в изучении политической ситуации в регионе. (1 час.)

5. Разработка индикаторов поведения объекта наблюдения (на примере конкретного исследования). (3 час)

6. Использование включенного наблюдения для изучения социальной адаптации иностранных студентов ТулГУ. (1 час.)

Тема 27. Подготовка сообщений и докладов:

1. Использование модельного эксперимента при изучении общественных перемен в России. (1 час.)

2. Применение мысленного эксперимента в ходе исследования социальной адаптации молодежи к общественным переменам в российском обществе. (1 час.)

3. Метод мысленного эксперимента при прогнозировании политической ситуации в стране и в России. (1 час.)

4. Социальный эксперимент в организациях (на примере конкретного социологического исследования). (1 час.)

5. Особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами. (1 час.)

Тема 28. Подготовка сообщений и докладов:

1. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик) (1 час.)

2. Социологическая диагностика первичных производственных коллективов. (1 час.)

3. Проблемы измерений в социальных технологиях. (1 час.)

4. Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов. (1 час.)

5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров. (1 час.)

Тема 29. Подготовка сообщений и докладов:

1. Методические возможности теста для изучения социальных установок. (1 час.)

2. Общеличностные, специальные, групповые тесты и границы их использования в КСИ. (1 час.)

3. Применение методик изучения системы ценностных ориентаций для исследования социальной адаптации населения к общественным переменам в России. (1 час.)

4. Использование тестов в ходе изучения самоидентификации молодежи к социальным изменениям в российском обществе. (1 час.)

5. Применение тестов в социально-психологическом исследовании. (1 час.)

Тема 30. Подготовка сообщений и докладов:

1. Оргмыслительная игра как способ измерения отношения студентов к общественным переменам в России (по материалам конкретного социологического исследования).(2 час.)

2. Оргмыслительная игра как метод изучения социальной адаптации молодежи к общественным переменам в России. (1 час.)

3. Инновационная игра как способ изучения инноваций молодежи в ходе ее адаптации к социальным переменам в российском обществе. (1 час.)

4. Игры открытого и закрытого типов (сравнительный анализ). (1 час.)

5. Преимущества и недостатки игрового метода в социологии. (1 час.)

Тема 31. Подготовка сообщений и докладов:

1. Комплементарность методов, используемых для изучения девиантного поведения молодежи. (1 час.)

2. Взаимообусловленность методов исследования политической ситуации в тульском регионе. (1 час.)

3. Сочетание количественных и качественных методов, используемых для исследования социальной адаптации студентов к общественным переменам в России. (1 час.)

4. Обоснование методов анализа характера перемен в российском обществе. (1 час.)

5. Взаимодополняемость методов сбора, обработки и анализа информации (на примере конкретного социологического исследования). (1 час.)

Тема 32. Подготовка сообщений и докладов:

1. Обработка и анализ открытых вопросов. (1 час.)

2. Построение двумерных и трехмерных корреляций (по материалам конкретного социологического исследования). (1 час.)

3. Обработка и хранение информации в электронном виде. (1 час.)

4. Анализ возможностей компьютерных программ обработки данных. (1 час.)

5. Кодирование и шифровка ответов (на материалах конкретного социологического исследования). (1 час.)

Тема 33. Подготовка сообщений и докладов:

1. Методы анализа эмпирических данных. (1 час.)

2. Обоснование взаимосвязи между переменными (по результатам исследования лаборатории социально- политических исследований ТулГУ “Отношение туляков к переменам в России”).(1 час.)

3. Использование метода таксономии в ходе исследования ”Политическая ситуация в Тульском регионе” (или другого какого- либо КСИ). (1 час.)

Применение факторного анализа (на примере конкретного социологического исследования). (1 час.)

Количественно-качественный анализ данных в ходе исследования “Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России”.(1 час.)

Тема 34. Подготовка сообщений и докладов:

1. Подготовка аналитического отчета по результатам конкретного социологического исследования. (1 час.)

2. Правила процентирования и статистические выводы (на материалах конкретного социологического исследования.) (1 час.)

Тема 35.Подготовка сообщений и докладов.

1. Обоснование выводов и рекомендаций (по материалам конкретного социологического исследования) (0,5 час.)

2. Основные принципы составления отчета. (0,5 час.)

Тема 36. Подготовка сообщений и докладов:

1. Управленческая деятельность как предмет анализа заводского социолога. (1 час.)

2. Методы управленческого консультирования: принципы отбора и условия реализации. (1 час.)

3. Сравнительный анализ методик групповой оценки личности (ГОЛ) руководителя и специалиста. (1 час.)

4. Социологическое обеспечение принятия управленческих решений (на материалах конкретного социологического исследования). (1 час.)

4. Методическое обоснование модели профессиональной эффективности работника. (1 час.)

IX. Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок.

Зачет Не зачтено Зачтено
Академическая оценка (по 4-балльной системе) Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Балльная оценка (по 100-балльной системе) От 0 до 39 включительно От 40 до 60 включительно От 61 до 80 включительно От 81 до 100 включительно

В течение 4 – го и 5 – го семестра студенты работают по подгруппам и разрабатывают проекты по самостоятельно выбранным темам. В содержание проектов входит подготовка методологического раздела программы, а также процедурно - методического раздела (в этом разделе приводится обоснование и расчет репрезентативной выборки) Этот вид работы оценивается максимум в 10 баллов в первую аттестацию и в 10 баллов во вторую аттестацию.

В ходе второй аттестации проект дорабатывается с учетом обсуждений на занятиях в группах и с учетом расширения представлений о проблеме. Другим видом работы является разработка методик по всем изучаемым методам в рамках этих же проектов. (Оценивается до 10 баллов на второй ступенях аттестации). За тестирование студенты получают максимум 10 в первую аттестацию и в 10 баллов во вторую аттестацию. За подготовку сообщений и докладов студент может набрать максимум 10 баллов течение семестра.

На экзамене студент может набрать до 40 баллов. При желании повышения оценки ему предлагается тест повышенного уровня сложности

Экзамен проводится в два этапа: тестирование и собеседование.

X. Библиографический список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М., 1995

2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Триволас, 1998.

3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Количественные и качественные подходы.- М., 2005.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник).

5. Основы прикладной социологии/ Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.

6. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

Дополнительная литература

1. Аверьянов А.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. - М.: Московский рабочий, 1987. - 219 с.

2. Артемов В.А., Ростовцев П.С., Артемова О.В. Опыт лонгитюдного исследования использования времени// Социс. - 1999. - № 2. - С.106-116.

3. Барклянский Ю.А., Зайцев А.К. Социологическая технология «Организация анкетирования на промышленном предприятии», 2-е изд. - Калуга: КаИС, 1993. - 101 с.

4. Баскакова М.Е., Здравомыслова О.М. Интервью на заданную тему// Социс. - 1993. - № 5. - С.82-87.

5.Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологический журнал. - 1994. - № 2.

6. Белановский С.А. Социологическое интервью. Проблемы прогнозирования. - М., 1994. - № 1,2,3.

7. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.

8. Беленький В.Х., Мулоянов А.Б. О подходе к измерению социодинамики// Социс. - 1999. - № 2. - С.120-122; 2000. - № 3.

9. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации// Социс. - 1997. - № 10. - С.131-137.

10. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М.: Высшая школа, 1989. - 176 с.

11. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах// Социс. - 2000. - № 10. - С. 118-123.

12. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии// Социс. - 1997. - № 11.

13. Венсан де Гольжак. Клиническая социология// Социс. - 1994. - № 5. - С.52 -60.

14. Веселкова Н.В. Об этике исследования// Социс. - 2000. - № 8. - С.109 -114.

15. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Проблемы методологии и методики. - Киев: Наукова думка, 1974. - 135 с.

16. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. - М.: Статистика, 1974. - 157 с.

17. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М.: Изд. МГУ, 1988. - 230 с.

18. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. - М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

19. Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Минск: Вышейная школа, 1979. - 220 с.

20. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии: эволюция подходов// Социс. - 1995. - № 5. - С.113-116.

21. Давыдов А.А. Интервальный анализ социальных систем// Социс. - 1997. - № 1. - С.106-109.

22. Давыдов А.А. Модель социального времени// Социс. - 1998. - № 4. - С.98-101.

23. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. - М.: ИСАН, 1994.

24. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Анализ процессов "входа-выхода" в социальных системах// Социс. - 1999. - № 5. - С.115-117.

25. Давыдов А.А. Социология и геометрия// Социс. - 2000. - № 5. - С.123-131.

26. Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Социологический опрос и политика// Социс. - 1994. - № 5. - С.42-54.

27. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа// Социс. - 1999. - № 8. - С.133-138.

28. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социологические исследования. - 1985. - № 3. - С. 131-136.

29. Журавлева И.В. Особенности интервью как разновидности метода опроса// Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн.I// Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990.

30. Зайцев А.К. Социологическая технология «Организация интервью на промышленном предприятии», 2-е изд. - Калуга: КаИС, 1992. - 59 с.

31. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологических исследования // Социальные исследования. Выпуск 5. Теория и методы. - М.: Наука, 1970. - С. 266-287.

32. Зайцева М.И. Методы шкалирования при изменении установки // Там же. - С. 220-242.

33. Замбржицкая А.Н. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании// Социс. - 1999. - № 11. - С.115-122.

34. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М.: Мысль, 1969. - 204 с.

35. Ермолаева Е.М. Язык респондента, язык анкеты // Социологические исследования. - 1987. - № 1.

36. Ильясов Ф.Н. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социологические исследования. - 1987. - № 5.

37. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

38. Ковалев Е.М., Штенгберг И.Е. Качественные методы в политических социальных исследованиях. - М., 1999

39. Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. - М.: Наука, 1978. - 112 с.

40. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных// Социс. - 2000. - № 10. - С.92-101.

41. Колбин Г.А., Фросина И.В. Фокус-группы на предприятии// Социс. - 1999. - № 2. - С.117-120.

42. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи// Социс. - 1993. - № 7. - С.95-102.

43. Котляревский Ю.Л. Имитационно-игровая модель как прожективная и экстремальная сфера нормативно-регулируемой человеческой деятельности// Юридические вести. - 1994. - № 1. - С.94-97.

44. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: предметные реалии и рефлексивное восхождение// Социс. - 1995. - № 2. - С.105-117.

45. Кравченко А.И. Прикладная социология, менеджмент. - М., 1995.

46. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

47. Куракина В.В. Фокусированные групповые интервью как метод сбора социологической информации // Философская и социологическая мысль. - 1993. - № 2. - С. 151 - 156.

48. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития// Социс. - 1998. - № 4.

49. Лучшие психологические тесты/ отв. ред. Кудряшов А.Ф. - Петрозаводск. 1992.

50. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования// Социс. - 1990. - № 1.

51. Маслова О.М. Образы изучаемой реальности в формализованном и нарративном интервью// Социология 4М. - М., 1998.

52. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. - 1956. Пер с англ. М., 1991 (рукопись).

53. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 232 с.

54. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

55. Морено Дж. Социометрия. - М., 1958.

56. Моин В.Б. Форма вопроса, интерпретация ответа // Социологические исследования. - 1987. - № 5.

57. Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (аналитический обзор зарубежных исследований)// Социс. - 1999. - № 5. - С.107-114.

58. Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов// Социс. - 2000. - № 8. - С.98-109.

59. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов// Социс. - 1999. - № 11. - С.108.

60..Ноэль Элизабетт. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1978. - 380 с.

61. Основы социологического знания. Часть 1 / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов, И.И. Матюнин, М.Я. Бобров, С.М. Зимина; под общей ред. С.И. Григорьева. - Барнаул, 1992. - 144 с.

62. Практикум по прикладной социологии / Под ред. Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - 261 с.

63. Рабочая книга социолога, 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 477 с.

64. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М., 1998.

65. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. - М.: Наука, 1991.

66. Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. - М.: Статистика, 1979. - 166 с.

67. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван, 1985.

68. Процесс социального исследования. Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1975. - 576 с.

69. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М.: Прогресс, 1972. - 607 с.

70. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондентов// Социс. - 2000. - № 2. - С.123-126.

71. Романов П.В. Полевые методы социальной антропологии организации// Социс. - 1999. - № 11. - С.102-114.

72. Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета: Метод. указ. - Новосибирск: Новосибирский ун-т, 1997.

73. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения (методический опыт). - М.: Финансы и статистика, 1984. - 207 с

74. Рыбакова О.В., Третьякова О.Ф. Использование репертуарных методик для анализа профессиональной активности работника// Социс. - 1997. - № 10. - С.126-130.

75. Саганенко Г.И. Социологическая информация: стат. оценка надежности исходных данных социологических исследований. - Л.: Наука, 1979. - 142 с.

76. Свободное интервью как метод социологического исследования. Социология 4М., 1991. Т.2.

77. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. - М., 1998.

78. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. - М.: Наука, 1989. - 229 с.

79. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. - М.: Наука, 1978. - 319 с.

80. Социология / Г.В. Осипов (руков. авт. кол.), Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. - М.: Мысль, 1990. - 446 с.

81. Социология. Практикум / Под ред. А.В.Миронова. - М., 1993.

82. Татарова Г.Г., Бурлов А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений// Социс. - 1999. - № 8. - С.123-133.

83. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. - М.: Инфра-М, 1998.

84. Толстова Ю.Н. Может ли социология "разговаривать" на языке математики?// Социс. - 2000. - № 5. - С.107-116.

85. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегия// Социс. - 2000. - № 10. - С.101-108.

86. Федоров В.И. Причины пропуска ответов в анкетном опросе // Социологические исследования. - 1982. - № 12.

87. Филиппова Т.В. Социология в Интернете// Социс. - 2000. - № 5. - С.131-137.

88. Филиппова Т.В. Социология в Интернете// Социс. - 2000. - № 5.

89. Харчева В.Г. Основы социологии. - М., 1998.

90. Чураков А.Н. Модульный анализ структуры зарегистрированных преступлений в Российской Федерации// Социс. - 1995. - № 5. - С.116.

91. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - 69 с.

92. Шляпентох В.Э. Социология для всех. - М.: Советская Россия, 1970. - 250 с.

93. Шляпентох В.Э, Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. - М.: Статистика, 1973. - 144 с.

94. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования// Социс. - 1998. - № 4. - С.94-98.

95. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.

96. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профориентация, тесты для безработных/ Ред. А.Карелин. - М.: Научная книга, 1997.

97. Ядов В.А. Размышление о предмете социологии // Социологические исследования. - 1990. - № 2.- С. 3-16.

98. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М. - 1991. - № 1. - С. 14-31.

99. Krueger R.A. Fokus Groups: A Praktical Guide for Applied Research. - Newbury Park, CA, 1988. Крюгер Р. Фокус-группы: практическое руководство для прикладного исследования. - переведена в 1992 г. Куракиной Викторией Владимировной (Институт социологии Академии наук Украины).

100. Morgan D.L. Fokus Groups as Qualitive Research. - Newbury Park Sage Publications, 1988. Морган Д. Фокус-группы как качественное исследование. - Переведена в 1992 г. Куракиной Викторией Владимировной (Институт социологии Академии наук Украины).

101. Phillips Bernard Sociological Research Methods. An Introduction Homewood, Illinois, 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: