История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.).
Целостная психология выступает против элементаризма «классической психологии сознания», т.е. против требования разложения целостных психических образований на простейшие, неделимые элементы. Уже в ассоцианизме подчеркивалась недостаточность этого принципа (ментальная химия Джона Стюарта Милля в 1843г., Вундт).
Основная идея целостного подхода: сознание как целое не сводимо к сумме составляющих его элементов. Предмет исследования это сознание (оппозиция с бихевиоризмом). Гештальтпсихология исследует образ, как классический психический феномен. Однако не сводят психику к сознанию.
1. Основные понятия:
Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.
|
|
Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии.
Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.
Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).
2. Основные принципы:
Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).
Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.
…
14 Гуманистическая психология
Гуманистическую психологию можно определить как третью основную ветвь психологических исследований (две другие ветви – это психоаналитическая и бихевиористская), которая занимается прежде всего теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли своего места ни в позитивистской или бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории, например, креативность, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, теплота, трансценденция эго, объективность, автономия, ответственность, психологическое здоровье и родственные понятия. Этот подход может также быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов.
|
|
Психоанализ и бихевиоризм: Зависимость психики от прошлого и настоящего. Конформизм как приспособление к существующему порядку вещей, “уравновешивание со средой”. Детерминизм, как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими и (или) социальными факторами. Психотерапия сосредоточена не на отдельных симптомах пациент.
Гуманистическая психология: Свобода выбора и открытость будущему. Самостоятельность и ответственность субъекта. Самодетерминация. В пациенте следует видеть личность, способную самостоятельно вырабатывать ценностные ориентации и реализовывать самостоятельно сконструированный жизненный план.
Основные положения гуманистической психологии:
1. человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью
2. человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека
3. человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы
4. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе
5. человек – это активное, интенциональное, творческое существо.
6. человек целостен и должен изучаться в его целостности
7. каждый человек уникален
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека.
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.