1. Организация коллектива единомышленников
2. Позиция управленческого мышления
1. Такому элементу внутришкольного менеджмента, как организация коллектива единомышленников, много внимания уделил Ю. А. Конаржевский. В его работе "Внутришкольный менеджмент" содержатся очень ценные рекомендации: "Необходимо еще раз отметить, что работа менеджера по настройке и филигранной обработке сложной ткани внутриколлективных отношений и есть тот единственный и правильный путь, который обеспечивает переход от "беспомощной и примитивной арифметики" так называемого "контроля и руководства", до сих пор лежащего в основе управления многими школами, к "высшей математике" внутришкольного менеджмента".
Создать "единство разнообразного", как пишет Ю. А. Конаржевский, из разнообразных характеров, взглядов, уровней педагогических умений, значит создать единый коллектив, направленный на достижение поставленных целей.
В работе Н.А. Лебедевой "Менеджмент в образовании": "Чем или кем мы руководим? Ответ на этот вопрос определяет многое в подходах к проблемам управления. Часто от руководителей можно услышать, что они руководят учреждением, которое представляет из себя некий механизм. Преобразование ресурсов (люди, капитал, материалы, технологий) учреждения приводит к достижению цели.
|
|
Из вышеприведенных ресурсов важно выделить людей, т.к. руководить мы можем только людьми, а воздействовать на финансы, технологии и пр. возможно только через человека. Итак, в центре управленческой деятельности всегда оказываются люди. Группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей, называется организацией.
Отсюда нетрудно сделать вывод: хочешь быть руководителем-профессионалом, направь свои усилия на познание человека, изучи его потребности, ценности, ожидания, способности, а также взаимоотношения между людьми. Без этих знаний работа руководителя успешной быть не может".
Ю.А. Конаржевский, определяя суть авторской концепции внутришкольного управления, отмечает, что управленческая деятельность в школе - "это не приказы, команды, давление на людей, а осторожное, целенаправленное формирование отношений между ними, это продуманная координация деятельности руководителя, это создание оптимальных условий для успешной работы людей, это выработка системы суждений во взаимодействии учителей... это определение философии, стратегии и тактики школьного бытия". В этой цитате, на наш взгляд, наиболее правильно и полно отражена сущность организации управленческой деятельности в школе, которая соответствует потребностям настоящего этапа в развитии нашего общества.
|
|
2. Позиция управленческого мышления должна быть сосредоточена вокруг следующих положений:
1. Человеческая направленность мышления руководителя; переход от технологичности к гуманизации как одно из главных проявлений ценностного подхода к личности.
2. Усиление социальной функции мышления. Помнить, что "вложение в человека" - самое прибыльное вложение капитала.
3. Фокусирование мышления на доверии и уважении к человеку, при котором и взгляды меньшинства принимаются с уважением, интересом и вниманием.
4. Демократизация мышления. В данном случае имеется в виду ослабление вертикальных структур и укрепление горизонтальных.
5. Иной взгляд на место и роль руководителя (менеджера). Он, прежде всего, организатор деятельности предприятия (школы), организатор людской воли.
6. Усиление значения целеполагания. Превращение персональных целей в общую цель предприятия (школы, фирмы).
7. Смена акцентов в управлении от централизации к его децентрализации, а точнее - к автономизации (к самостоятельности школ, к полной ответственности директора). Это положение в полной мере реализовано в опыте Иссыкской гимназии (директор - Н. И. Мельников).
8. Разработка философии качественного и результативного труда, профессиональное управление всем процессом производства, обеспечивающее качество на всех его участках. Иными словами, усиление системности управленческого мышления, системный подход к процессу управления.
9. Безынерционность мышления менеджера: степень опоры на прошлое должна быть разумной, не должно быть крепкой привязанности к старому опыту. Следует использовать только то, что наиболее ценно и необходимо для данного конкретного случая.