Лекция 10. Элементы внутришкольного менеджмента

1. Организа­ция коллектива единомышленников

2. Позиция управленческого мышления

1. Такому элементу внутришкольного менеджмента, как организа­ция коллектива единомышленников, много внимания уделил Ю. А. Конаржевский. В его работе "Внутришкольный менеджмент" содержатся очень ценные рекомендации: "Необходимо еще раз отме­тить, что работа менеджера по настройке и филигранной обработке сложной ткани внутриколлективных отношений и есть тот единствен­ный и правильный путь, который обеспечивает переход от "беспомощ­ной и примитивной арифметики" так называемого "контроля и руко­водства", до сих пор лежащего в основе управления многими школа­ми, к "высшей математике" внутришкольного менеджмента".

Создать "единство разнообразного", как пишет Ю. А. Конаржев­ский, из разнообразных характеров, взглядов, уровней педагогичес­ких умений, значит создать единый коллектив, направленный на до­стижение поставленных целей.

В работе Н.А. Лебедевой "Менеджмент в образовании": "Чем или кем мы руководим? Ответ на этот вопрос определяет многое в подходах к проблемам управления. Часто от руководителей можно услышать, что они руководят учреж­дением, которое представляет из себя некий механизм. Преобразова­ние ресурсов (люди, капитал, материалы, технологий) учреждения приводит к достижению цели.

Из вышеприведенных ресурсов важно выделить людей, т.к. руководить мы можем только людьми, а воздействовать на финансы, технологии и пр. возможно только через человека. Итак, в центре управленческой деятельности всегда оказываются люди. Группы людей, деятельность которых со­знательно координируется для достижения общей цели или целей, называется организацией.

Отсюда нетрудно сделать вывод: хочешь быть руководителем-профессионалом, направь свои усилия на познание человека, изучи его потребности, ценности, ожидания, способности, а также взаимоотно­шения между людьми. Без этих знаний работа руководителя успеш­ной быть не может".

Ю.А. Конаржевский, определяя суть авторской концепции внутришкольного управления, отмечает, что управленческая деятельность в школе - "это не приказы, команды, давление на людей, а осторожное, целенаправленное формирование отношений между ними, это проду­манная координация деятельности руководителя, это создание опти­мальных условий для успешной работы людей, это выработка систе­мы суждений во взаимодействии учителей... это определение фило­софии, стратегии и тактики школьного бытия". В этой цитате, на наш взгляд, наиболее правильно и полно отражена сущность организации управленческой деятельности в школе, которая соответствует потреб­ностям настоящего этапа в развитии нашего общества.

2. Позиция управленческого мышления должна быть сосредоточена вокруг следующих положений:

1. Человеческая направленность мышления руководителя; пере­ход от технологичности к гуманизации как одно из главных проявле­ний ценностного подхода к личности.

2. Усиление социальной функции мышления. Помнить, что "вло­жение в человека" - самое прибыльное вложение капитала.

3. Фокусирование мышления на доверии и уважении к человеку, при котором и взгляды меньшинства принимаются с уважением, интересом и вниманием.

4. Демократизация мышления. В данном случае имеется в виду ослабление вертикальных структур и укрепление горизонтальных.

5. Иной взгляд на место и роль руководителя (менеджера). Он, прежде всего, организатор деятельности предприятия (школы), орга­низатор людской воли.

6. Усиление значения целеполагания. Превращение персональных целей в общую цель предприятия (школы, фирмы).

7. Смена акцентов в управлении от централизации к его децентрализации, а точнее - к автономизации (к самостоятельности школ, к полной ответственности директора). Это положение в полной мере реализовано в опыте Иссыкской гимназии (директор - Н. И. Мельников).

8. Разработка философии качественного и результативного труда, профессиональное управление всем процессом производства, обес­печивающее качество на всех его участках. Иными словами, усиление системности управленческого мышления, системный подход к процессу управления.

9. Безынерционность мышления менеджера: степень опоры на про­шлое должна быть разумной, не должно быть крепкой привязанности к старому опыту. Следует использовать только то, что наиболее ценно и необходимо для данного конкретного случая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: