3. Психологическая и этическая стороны взаимоотношений людей по вертикали и горизонтали.
4. Мотивационные аспекты менеджмента.
1. Следует заметить, что менять устоявшееся мышление руководителя, - это весьма сложный процесс, поэтому он должен проводиться систематически и разными путями: через курсы, через средства массовой информации, через практический показ итогов деятельности носителей такого мышления и др.
Менеджмент мы назвали методом управления. Но есть еще и другой фактор, другая сторона управления, определяемая не психологической и этической стороной взаимоотношений людей по вертикали и горизонтали. Эта другая сторона определяется целью управления. Этой проблемой занимаются проф. В.С.Сапрыкин (г. Симферополь), проф. Ю. А. Конаржевский (г. Калининград) и др. Управление в соответствии с целью известно в науке под термином: программно-целевой вид управления. Сущность его заключается в следующем: "Оптимальное программно-целевое управление школой представляет видение директором школы существующего и желаемого (идеального) состояния школы, умение определить разрыв между ними, обосновать систему реальных мероприятий по его ликвидации, организовать работу педагогического коллектива по достижению поставленной цели на пределе творческих возможностей каждого учителя".
|
|
Директор школы должен четко представлять, какой должна быть (или может быть) в идеале школа, с учетом тех материальных, духовных, социальных факторов, которые сложились в данном регионе. Он должен также знать фактическое состояние дел в своей школе в данный период. Идеальное состояние школы - это цель работы директора и его коллектива. И они - директор и коллектив - должны стремиться максимально, исходя из конкретных возможностей, приблизить сегодняшнее состояние школы к идеальному.
2. Здесь имеет место фактор "целеполагания, т.е. перед всем коллективом поставлена определенная цель (в данном случае достичь уровня четко определенного идеала). И нужно к ней стремиться на основе использования законов менеджмента. Рассмотрим мотивационные аспекты менеджмента.
Мотив - это активная движущая сила, побуждающая к действию. Мотив - это смысл деятельности, смыслообразующая функция управления.
Мотивация - процесс побуждения себя или другого к деятельности для достижения цели; это сила, побуждающая к деятельности.
Побуждение - ощущение недостатка, имеющее направленность; побуждение является поведенческим проявлением потребности. А именно потребность проявляет побуждающую функцию в человеке.
Все это очень важно знать менеджеру и применять в практической деятельности, чтобы побудить подчиненного сотрудника хорошо работать.