Лекция 11. Факторы управления

3. Психологи­ческая и этическая стороны взаимоотношений людей по вертикали и горизонтали.

4. Мотивационные аспекты менеджмента.

1. Следует заметить, что менять устоявшееся мышление руководи­теля, - это весьма сложный процесс, поэтому он должен проводиться систематически и разными путями: через курсы, через средства мас­совой информации, через практический показ итогов деятельности носителей такого мышления и др.

Менеджмент мы назвали методом управления. Но есть еще и дру­гой фактор, другая сторона управления, определяемая не психологи­ческой и этической стороной взаимоотношений людей по вертикали и горизонтали. Эта другая сторона определяется целью управления. Этой проблемой занимаются проф. В.С.Сапрыкин (г. Симферополь), проф. Ю. А. Конаржевский (г. Калининград) и др. Управление в соот­ветствии с целью известно в науке под термином: программно-целе­вой вид управления. Сущность его заключается в следующем: "Опти­мальное программно-целевое управление школой представляет виде­ние директором школы существующего и желаемого (идеального) состояния школы, умение определить разрыв между ними, обосно­вать систему реальных мероприятий по его ликвидации, организовать работу педагогического коллектива по достижению поставленной цели на пределе творческих возможностей каждого учителя".

Директор школы должен четко представлять, какой должна быть (или может быть) в идеале школа, с учетом тех материальных, духов­ных, социальных факторов, которые сложились в данном регионе. Он должен также знать фактическое состояние дел в своей школе в дан­ный период. Идеальное состояние школы - это цель работы директо­ра и его коллектива. И они - директор и коллектив - должны стре­миться максимально, исходя из конкретных возможностей, прибли­зить сегодняшнее состояние школы к идеальному.

2. Здесь имеет место фактор "целеполагания, т.е. перед всем коллекти­вом поставлена определенная цель (в данном случае достичь уровня четко определенного идеала). И нужно к ней стремиться на основе использования законов менеджмента. Рассмотрим мотивационные аспекты менеджмента.

Мотив - это активная движущая сила, побуждающая к действию. Мотив - это смысл деятельности, смыслообразующая функция управ­ления.

Мотивация - процесс побуждения себя или другого к деятельнос­ти для достижения цели; это сила, побуждающая к деятельности.

Побуждение - ощущение недостатка, имеющее направленность; побуждение является поведенческим проявлением потребности. А имен­но потребность проявляет побуждающую функцию в человеке.

Все это очень важно знать менеджеру и применять в практичес­кой деятельности, чтобы побудить подчиненного сотрудника хорошо работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: