Лекция 15. Менеджмент как междисциплинарная теория

1. Феноменальная трактовка современного менеджмента

2. Разработка принципов и критериев эффективного управления школой

1. Менеджмент, возникший в рамках экономической науки, все более становится междисциплинарной теорией, имеющей в настоя­щее время различные аспекты, в том числе и педагогический.

Феноменальная трактовка современного менеджмента много­гранна.

В научной литературе менеджмент интерпретируется как:

• социально-экономическое явление;

• управленческая функция;

• модель управления;

• метод управления;

• процесс достижения общих целей;.

• учебная дисциплина;

• научная теория.

Установление рыночной системы хозяйственных отношений рез­ко повышает требования к эффективности функционирования пред­приятий и детерминирует использование менеджмента как концепту­альной основы управления.

Педагогические основы менеджмента заключены в модели так называемого развивающего управления, при которой создаются пол­ноценные условия для саморазвития руководителей и педагогов, раз­вития их профессиональной компетентности и активности.

Управление школой на основе менеджмента базируется на следующих принципах:

• уважения к человеку и доверия к нему;

• целостного восприятия человека как личности;

• целевой гармонизации;

• сотрудничества, предполагающего диалогическое общение;

• социальной справедливости;

• индивидуального подхода к учителю;

• обогащения работы учителя;

• личного стимулирования;

• перманентного повышения квалификации сотрудников;

• коллективного принятия важных решений на основе консенсуса;

• участия учителей в управлении школой;

• целевой гармонизации;

• реализации горизонтальных связей;

• постоянного обновления и развития.

Одним из вариантов человекоцентристского подхода к соци­ально-психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Д. Карнеги.

Для современного этапа развития педагогической науки харак­терно осмысление деятельности менеджера не как должности, а как профессии со всеми присущими ей атрибутами.

Существуют различные подходы к определению критериев эффективной деятельности менеджеров:

• Личностный, акцентирующий значимость стиля управления, профессиональной компетентности, понимания теории и практики менеджмента (в границах этого подхода установлен перечень лич­ностных черт, коррелирующих с эффективной деятельностью менед­жера, который объединяет способность к управленческой деятель­ности, специальные знания, умения и навыки, симптомокомплексы
профессионально значимых качеств, стрессоустойчивость и общий интеллект);

• ситуационный, акцентирующий значение поиска и моделиро­вания определенного набора управленческих ситуаций, эффективное разрешение которых могло бы повысить успешность деятельности менеджера;

• интегративный, иллюстрирующий широкое понимание профессионализма менеджера через: а) понимание природы управ­ленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера, четкое представление об ответственности и необходимости распределять
ответственность по уровням управления, способность повышать эф­фективность управления; б) знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления, умение пись­менно и устно выражать свои мысли; в) компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и гармонизации взаимоотношений среди работников; г) знание осо­бенностей взаимоотношений между предприятием и потребителями его услуг; д) способность управлять ресурсами; е) способность пла­нировать и прогнозировать деятельность предприятия; ж) способность к оценке собственной деятельности, умение делать правильные выво­ды и повышать свою квалификацию;

• многоуровневый, устанавливающий иерархическую модель компетентности менеджера через: а) интегративную компетентность, означающую способность к интеграции знаний, умений и навыков и их использование в условиях быстро меняющихся требований внеш­ней среды; б) эмоциональную, перцептивную, концептуальную и по­веденческую компетентность в их основных характеристиках; в) ча­стичную, неравномерную представленность различных видов компе­тентности (эмоциональной - способности к лидерству, к работе с людь­ми, оказанию помощи, делегированию полномочий; перцептивной - умение преодолевать неопределенность, собирать и анализировать информацию.; концептуальной - умения планировать, анализировать количественную информацию, знания вычислительной техники и тех­нологии; поведенческой - способности к целеполаганию, умения реа­лизовать поставленные планы и способности к новаторской деятель­ности);

• комплексный, определяющий профессионализм менеджера че­рез способность учитывать организационные, финансовые, юридиче­ские, психологические и педагогические проблемы при принятии уп­равленческих решений (в рамках этого подхода управленческая ком­петентность менеджера включает правовую, экономическую, психо­логическую и педагогическую грамотность).

Деятельность школы, управляемой на основе менеджмента, бу­дет совершенствоваться по следующим параметрам:

• приблизится к оптимальному сочетанию централизации и
децентрализации управления;

• повысит степень реального участия всех членов школьного кол­лектива в управлении педагогическим процессом;

• улучшит психологический климат в школе;

• повысит эффективность принятия управленческих решений;

• повысит уровень умения руководства разрешать конфликтные ситуации;

• повысит уровень интеллектуальной и социальной зрелости кол­лектива.

Системно-функциональная модель деятельности школьного менеджера, определенная нами на основе анализа педагогической те­ории и практики, включила:

• системное видение объекта управления, ориентированное на максимальные показатели эффективной деятельности школы;

• ориентацию на повышение коммуникативной компетентности коллектива учителей и учащихся;

• применение в управлении человекоцентристских методов;

• создание социально-психологического комфорта в коллективе;

• стимулирование профессиональной компетентности педагогов и руководителей школ;

• привлечение к участию в управлении школой всех участников
образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления. - Алма-Ата, 1991

2. Конаржевский Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного управления. - Курган, 1989

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 1999

4. Куртиков Н.С. Социальный объект управления – коллектив. – М., 1974.

5. Ладанов И.Д., Пронников В.А. Совершенствование управления экономикой на основе японской модели менеджмента. – М., 1990

6. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

8. Питерс Т., Уотермен Р.В. В поисках эффективного управления. – М., 1986.

9. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.- М., 1991.

10. Поташник М.М. Демократизация управления школой. – М., 1990

11. Ребус Б.М. Психологические основы управления школа. – Ставрополь, 1990.

12. Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек – фирма – маркетинг. – М., 1990

13. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999

14. Татьянченко В.С. Методические указания по формированию управленческих информационных систем в условиях общеобразовательной школы. – Челябинск, 1985

15. Шамова Т.Н., Чекмарева В.Н. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: