Социалистического общества (1945—1958)

Восстановление и расширение сети специальных школ для детей с недостатками слуха в первые послевоенные годы. Еще в годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали неотложные меры по восстановлению народного хозяйства. После победоносного завершения войны деятельность по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства развернулась в грандиозных масштабах. Первым послевоенным пятилетним планом предусматривалось не только восстановление школьных зданий, но и строительство новых, значительное расширение школьной сети. Общее число школ и количество учащихся в них по стране быстро росло. К концу 40-х годов был осуществлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению. Одновременно происходили глубокие изменения в организации всего учебно-воспитательного процесса. Большая роль в нем отводилась политехническому обучению. В конце 50-х годов начались широкие поиски путей изменения содержания школьного образования.

В общем созидательном труде советского народа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства свое место занимало восстановление и дальнейшее развитие школ для глухих и слабослышащих детей. Этот период был не только временем восстановления, но и качественного преобразования советской школы для глухих и слабослышащих.

При восстановлении школ для глухих и слабослышащих детей вставали вопросы углубления и уточнения дифференциации специальных учебно-воспитательных учреждений. Одновременно продолжали разрабатываться естественнонаучные основы сурдопедагогики, совершенствовались психолого-педагогические методы изучения глухих и слабослышащих детей, расширялась сфера применения специальных технических средств обучения.

За годы войны сеть школ для глухих сократилась почти вдвое. Если к 1941 году в стране насчитывалась 271 школа с 31 428 учащимися, то к 1 сентября 1945 года было всего лишь 153 школы, в которых обучалось 11 700 учащихся. Для того чтобы решить задачу всеобщего обязательного обучения глухих и слабослышащих, предстояло выполнить огромный комплекс работ по восстановлению сети специальных школ и налаживанию учебно-воспитательной деятельности в этих школах. Демобилизованные после окончания Великой Отечественной войны специалисты-дефектологи, среди которых были и ученые-сурдопедагоги, с большим энтузиазмом и энергией приступили к своей деятельности.

За годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) сеть массовых школ была не только восстановлена, но и расширена. Что касается школ для глухих, то их восстановление шло значительно медленнее, чем массовых. Но, несмотря на наличие специфических трудностей, сеть этих школ из года в год увеличивалась. В первые послевоенные годы главным образом восстанавливались и открывались новые начальные школы. Начиная с 1951 года росла сеть и семилетних школ. К 1962 году было уже 145 четырехлетних школ и 97 семилетних.

С 1950 по 1960 год и в последующее время происходили качественные Изменения в сети специальных школ для глухих. В их системе появляется еще одно звено — школа с 10 и 12 годами обучения. Школ с 12-летним обучением становилось все больше, а число школ с 4-летним начальным обучением неуклонно сокращалось. Глухие дети имели реальные возможности получать образование в объеме неполной средней школы. Однако в IX—X классах специальных школ учащихся было мало, большинство из них оставляли школу после того, как им исполнялось 16—17 лет. В связи с этим остро вставала проблема сокращения сроков обучения в специальной школе для глухих и расширения объема знаний по отдельным годам обучения.

В 50-е годы был осуществлен ряд дальнейших мероприятий по борьбе с глухотой и глухонемотой и улучшению обслуживания глухонемых и глухих, которые расширяли возможности всеобщего обучения глухих. Эти мероприятия были направлены как на предупреждение глухоты с помощью профилактики и своевременного лечения ушных заболеваний, так и на организацию обучения с момента наступления глухоты. Вновь актуализировалась проблема преддошкольного и дошкольного обучения. Школьное обучение для более старшего возраста обеспечивалось обучением в школах рабочей молодежи.

С помощью этих мероприятий решалась и проблема подготовки кадров для работы с дошкольниками. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина начиная с 1952 года стал готовить сурдопедагогов-дошкольников с высшим специальным сурдопедагогическим образованием.

Наряду с восстановлением школ для глухих и совершенствованием в них учебно-воспитательного процесса расширялась и сеть школ для слабослышащих. В связи с расширением этой сети возникла проблема внутришкольной дифференциации слабослышащих, вокруг которой разгорелась острая дискуссия. Дискуссия захватила не только ученых-сурдопедагогов, но и врачей-отиатров.

Остродискуссионной оказывалась проблема определения среди слабослышащих детей с кортикальной глухотой. Сторонники теории кортикальной глухоты (Г. Барцы, М. Л. Шкловский и др.) считали, что потеря слуха вследствие воспаления коры головного мозга ведет за собой нарушение процессов мышления; трудности понимания речи являются следствием поражения речевых центров мозга. Они доказывали, что в силу этих причин снижается роль компенсаторных возможностей глухих и слабослышащих. Однако в ряде работ советских дефектологов было показано, что случаи кортикальной глухоты не носят сколько-нибудь распространенного характера и встречаются у детей с недостатками слуха очень редко.

Одним из практических результатов дискуссии было разделение школы для слабослышащих на два отделения: первое и второе. Эта внутренняя дифференциация была внедрена в практику обучения слабослышащих и осуществляется до настоящего времени. Количество школ для слабослышащих последовательно возрастало.

Наряду с организационным оформлением школы для слабослышащих детей, с дифференциацией их на два отделения шло создание и детских дошкольных учреждений для слабослышащих детей. Детский сад для слабослышащих детей в отличие от школы не имел первого и второго отделений потому, что в него принимались дети в лучшем случае с лепетной речью и незначительными остатками слуха.

В рассматриваемый период зародилась такая форма коллективного участия ученых-сурдопедагогов и учителей в решении теоретических и практических проблем обучения и воспитания детей с недостатками слуха, как педагогические чтения. Начало этой работе было положено сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Одной из главных задач и целей педагогических чтений было обобщение и распространение передового опыта учебно-воспитательной работы специальных школ, в том числе школ для глухих и слабослышащих детей. Научное руководство чтениями по сурдопедагогической тематике осуществлял Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР. На первых педагогических чтениях было заслушано всего несколько докладов по общим вопросам сурдопедагогики. В дальнейшем программа чтений расширилась, что свидетельствовало о возраставшем влиянии сурдопедагогической науки на практику обучения и воспитания детей с недостатками слуха, росте творческих исканий и достижений в практической деятельности учителей специальных школ.

Таким образом, в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества происходило восстановление и неуклонное расширение сети школ для детей с недостатками слуха, росло количество учащихся в этих школах. Одновременно происходили изменения в структуре сети специальной школы. В сурдопедагогических исследованиях этого периода большое место заняли проблемы дифференциации слабослышащих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: