Приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое у него

Было до.возникновения опасности.

К месту, в которое проникла зараза, белые кровяные шарики устремляются в

Гораздо большем количестве, чем нужно для того, чтобы справиться с заразой. Это

И есть сверхкомпенсация. Если лечат туберкулезного больного, впрыскивая ему

Туберкулин, т. е. тубе ркулезный яд, то рассчитывают на сверхкомпенсацию

Организма. Это несоответствие раздражения и реакции, неравенство действия и

Противодействия в организме, излишек противоядия, прививка сверхздоровья через

Болезнь, поднятие на высшую ступень через прео доление опасности важны для

Медицины и педагогики, для лечения и воспитания. И в психологии это явление

Получило широкое применение, когда стали изучать психику не изолированно от

Организма, как отрешенную от тела душу, а в системе организма, как его

Своеобразную и высшую функцию. Оказалось, что в системе личности

Сверхкомпенсация играет не меньшую роль. Достаточно обратиться к современной

Психотехнике. Согласно ее взгляду, такая важнейшая в процессе воспитания

Личности функция, как упражнение, в сущности сводится к явлениям

Сверхкомпенсации. Адлер обратил внимание на то, что неполноценные органы,

Функционирование которых затруднено или нарушено вследствие дефектов,

Необходимо вступают в борьбу, в конфликт с внешним миром, к которому они должны

Приспособиться. Эту борьбу сопровождает повышенное заболевание и смертность, но

Борьба же таит в себе повышенные возможности сверхкомпенсации (A. Adler, 1927).

Подобно тому как в случае заболевания или удаления одного из парных органов

(почки, легко го) другой член пары принимает на себя его функции и

Компенсаторно развивается, подобно этому компенсацию непарного неполноценного

Органа принимает на себя центральная нервная система, утончая и совершенствуя

Работу органа. Психический аппарат создает над таким органом психическую

Надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его

работы. "Ощущение дефективности органов является для индивида постоянным

стимулом к развитию его психики", - цитирует Адлер О. Рюле (2) (1926, с. 10).

Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта,

Есть оценка своей социальной позиции, И она становится главной движущей силой

психического развития. Сверхкомпенсация, "развивая психические явления

Предчувствия и предвиден ия, а также их действующие факторы вроде памяти,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: