Опыте, расчленившем, воспринявшем и осмыслившем наши ли буквы, брайлевские ли

Точки. Зрячий может легко выучиться читать пальцем точечный шрифт, как и сл

Епой. Совершенно аналогично происходит считывание с губ речи по движениям,

Производящим тот или иной звук. Глухой, который таким способом научается

"слышать глазами", опять-таки основывает это умение не на особенном развитии

Зрения, а на особой грамоте, т. е. на ассоциировании, на связывании определенных

Движений с видом известного предмета и т. п. Все эти процессы совершенно точно

Могут быть представленье как процессы выработки условных рефлексов на известные

Условные знаки и сигналы (раздражения) и вполне подчиняются всем тем механизмам

Образования и воспитания условных реакций, которые устано влены И. П. Павловым

(1951) и В. М. Бехтеревым (1928). Многократное совпадение во времени двух

Раздражении (определенный звук плюс известная комбинация точек) приводит к тому,

Что впоследствии новое раздражение само по себе (точки) может вызвать ту же

Самую реакцию, что и звук, совпадающий с ним по времени. Новый, осязательный,

Раздражитель явился, как бы заместителем прежнего, звукового. Процесс быстрого

Различения точечных букв вполне объясняется законами торможения, дифференцировки

Условных рефл ексов.

Один из принципиально важнейших выводов объективного изучения высшей нервной

Деятельности животных и человека устанавливает, что условный рефлекс может быть

Воспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха, кожи и пр. Собака

Одинаково науча ется реагировать слюнным рефлексом и на синий свет, и на стук

Метронома, и на почесывание кожи, важно только, чтобы этот новый условный

Возбудитель реакции совпал несколько раз с действием основного, прирожденного,

Безусловного возбудителя. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление

Может выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного

Рефлекса во всех случаях будут одни и те же. В этом. законе заключается

важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного детства, а именно:

Психологическая сущность воспитания условных реакций у слепого (осязание точек

При чтении) и у глухого (чтение с губ) совершенно та же, ч то и у нормального

Ребенка, а следовательно, и природа воспитательного процесса дефективных детей в

Самом существенном та же, что и при воспитании нормальных детей. Вся разница

Только в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган во

Сприятия (анализатор) заменяется другим - само же качественное содержание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: