Альным развитием этих чувств

"Во всех тех случаях, - говорит по этому поводу А. В. Бирилев (3), - где

Осязание слепых испытывается на элементарно простых осязательных ощущениях, оно

не обнаруживает значительного отличия от чувства нормальных людей" (1901, с. 5).

Различие в тонкос ти осязательных ощущений у зрячих и слепых не устанавливается

Точным исследованием. Если оно в отдельных случаях и может быть констатировано,

То в таком незначительном размере, что никак не может объяснить нам всей той

Огромной разницы между осязанием слепого и зрячего, которую легко может

Наблюдать каждый.

Равным образом и зрение у глухонемого позволяет ему видеть многое такое, чего

Мы не замечаем, но зрительные восприятия скорее у него ниже, чем у нормальных

Людей, или во всяком случае не выше. У глухонемых, говорит Н. М. Лаговский (4),

"в редких случа ях он (глаз. - Л. В.) может быть доведен до такой степени

развития, которая превосходила бы обыкновенное зрение".

Исключительное осязание у слепых и зрение у глухих вполне объясняются особыми

Условиями, в которые бывают поставлены эти органы. Иными словами, причины этому

Не конституциональные и органические, заключающиеся в особенности строения

Органа или его нер вных путей, а функциональные, появляющиеся в результате

Длительного использования данного органа в иных целях, чем это бывает у

Нормальных людей.

Если слепой умеет читать рукой и прекрасно разбирается в том хаосе выпуклых

Точек, которым непременно представится всякому зрячему страница, напечатанная

Шрифтом Брайля, то это происходит только потому, что у слепого каждая комбинация

Точек, составляю щая отдельную букву, многократно сопровождалась соответствующим

Звуком, обозначаемым этой буквой, и ассоциировалась с ним так же тесно, как у

Нас зрительное начертание буквы - со звуком. Следовательно, прежний опыт слепого

(иной, чем у зрячего, в отно шении осязании) определяет то, что при ощупывании

Брайлевских точек каждая их комбинация вызывает у слепого в качестве реакции

Соответствующий звук; звуки слагаются в слова, и точечный хаос организуется в

Осмысленное чтение. Этот процесс совершенно ан алогичен зрительному чтению

Нормальных людей, и с психологической стороны здесь нет никакого принципиального

Различия.

Неграмотному человеку обыкновенная страница нашей книги покажется таким же

Беспорядочным нагромождением непонятных значков, как наше му пальцу брайлевская.

Дело здесь не в лучшем и худшем осязании, а в грамотности, т. е. в прежнем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: