Точно таким же образом, как и мы, а то, что он делает это другим способом

Пальцем, а не Глазом, конечно же, н е может иметь принципиального значения. Не

Все ли равно: читать немецкий текст, написанный латинским или готическим

Шрифтом. Важно значение, а не знак. Переменим знак, сохраним значение. Отсюда,

Конечно, следует, что необходимо специальное воспитание слепых, специальная

Школа, формирующая навыки этой особой символики. Разница символики при

Абсолютном тождестве содержания всякого воспитательного и образовательного

Процесса - вот основн ой принцип тифлопедагогики.

Однако специальная школа создает систематический отрыв от нормальной среды,

Изолирует слепого и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где все приспособлено

К дефекту, где все рассчитано на него, где все напоминает о нем. Эта

Искусственная среда не им еет ничего общего с тем нормальным миром, в котором

Придется жить слепому. В специальной школе очень скоро создается затхлая,

Госпитальная атмосфера, больничный режим. Слепой вращается в узком кругу слепых.

В этой среде дефект все питает, все фиксирует слепого на его слепоте и

"травмирует" его именно в этом пункте. Слепота не преодолевается в такой школе,

Но воспитывается и усиливается. Не только не развиваются в такой школе те силы

Слепого, которые помогли бы ему впоследствии войти в обычную жизнь, но и

Систематически атрофируются. Душевное здоровье, нормальный строй психики

Дезорганизуются и расщепляются, слепота обращается в психическую травму. Но, что

самое важное, специальная школа усиливает ту "психологию сепаратизма", по

Выражению Щерби ны, которая и без того сильна у слепого.

Специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает

Антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и

Выделять слепых из жизни, но о том, как раньше и теснее вводить их в жизнь.

Слепому придется жить в общей ж изни со зрячими, надо и учить его в общей школе.

Конечно, известные элементы специального образования и воспитания нужно

Сохранить за специальной школой или внести в общую школу. Но принципиально

Должна быть создана такая комбинированная система специ ального и общего

Воспитания, которую выдвигает Щербина. Для того чтобы преодолеть

Антисоциальность специальной школы, необходимо провести научно обоснованный опыт

Совместного обучения и воспитания слепых со зрячими, опыт, имеющий громадное,

Будущее. Круг развития здесь идет диал ектически: сначала тезис общего

Образования ненормальных с нормальными, затем антитезис - специальное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: