Пальцем, а не Глазом, конечно же, н е может иметь принципиального значения. Не
Все ли равно: читать немецкий текст, написанный латинским или готическим
Шрифтом. Важно значение, а не знак. Переменим знак, сохраним значение. Отсюда,
Конечно, следует, что необходимо специальное воспитание слепых, специальная
Школа, формирующая навыки этой особой символики. Разница символики при
Абсолютном тождестве содержания всякого воспитательного и образовательного
Процесса - вот основн ой принцип тифлопедагогики.
Однако специальная школа создает систематический отрыв от нормальной среды,
Изолирует слепого и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где все приспособлено
К дефекту, где все рассчитано на него, где все напоминает о нем. Эта
Искусственная среда не им еет ничего общего с тем нормальным миром, в котором
Придется жить слепому. В специальной школе очень скоро создается затхлая,
Госпитальная атмосфера, больничный режим. Слепой вращается в узком кругу слепых.
|
|
В этой среде дефект все питает, все фиксирует слепого на его слепоте и
"травмирует" его именно в этом пункте. Слепота не преодолевается в такой школе,
Но воспитывается и усиливается. Не только не развиваются в такой школе те силы
Слепого, которые помогли бы ему впоследствии войти в обычную жизнь, но и
Систематически атрофируются. Душевное здоровье, нормальный строй психики
Дезорганизуются и расщепляются, слепота обращается в психическую травму. Но, что
самое важное, специальная школа усиливает ту "психологию сепаратизма", по
Выражению Щерби ны, которая и без того сильна у слепого.
Специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает
Антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и
Выделять слепых из жизни, но о том, как раньше и теснее вводить их в жизнь.
Слепому придется жить в общей ж изни со зрячими, надо и учить его в общей школе.
Конечно, известные элементы специального образования и воспитания нужно
Сохранить за специальной школой или внести в общую школу. Но принципиально
Должна быть создана такая комбинированная система специ ального и общего
Воспитания, которую выдвигает Щербина. Для того чтобы преодолеть
Антисоциальность специальной школы, необходимо провести научно обоснованный опыт
Совместного обучения и воспитания слепых со зрячими, опыт, имеющий громадное,
Будущее. Круг развития здесь идет диал ектически: сначала тезис общего
Образования ненормальных с нормальными, затем антитезис - специальное