Деятельности и мысли, придает ему все богатство его значения, по мысли Д. Дьюи

(1907). Таким образом, слепота, лишающая только "голого физического стимула", не

закрывает наглухо окон в мир, не лишает "полной реальности". Она лишь заставляет

Социальное истолкование этих физических стимулов перенести на другие стимулы и

Связать с ними. Она может быть компенсирована в большей мере другими стимулами.

Важно научиться читать, а не просто видеть буквы. Важно узнавать людей и

Понимать их состояние, а не смотреть им в глаза. Работа глаза выступает в конце

Концов в подчиненной роли орудия для какой-либо деятельности и может быть

Заменена работой другого орудия. Совершенно справедлива мысль А. В. Бирилева,

Что слепой может пользоватьс я глазом другого человека, чужим опытом как орудием

Зрения. Здесь чужой глаз выступает в роли прибора или инструмента, вроде

Микроскопа или телескопа. Когда нам говорят, что изучение оптических явлений для

слепого "возможно при условия использования д ругого человека в качестве орудия

опыта, для ознакомления с исследуемым явлением" (А. В. Бирилев, 1924, с. 90), то

Здесь утверждается гораздо более широкая и важная истина, нежели только

Методическое правило, как проходить в школах для слепых одну из глав физики.

Здесь устанавливается, независимо от ближайших практических выводов, та важная

Мысль, что такие вопросы, которые кажутся абсолютно неразрешимыми в круге

Индивидуального воспитания слепого ребенка, оказываются разрешимыми, как только

Привл екается другой человек.

В этом заключается целительный прыжок (salto vitale) тифлопедагогики и всякой

Специальной педагогики - выход за пределы индивидуалистической педагогики, из

того "дуэта" между учителем и учеником, который лежал в основе традиционного

Воспитания. Как то лько к тифлопедагогическому процессу привлечен новый элемент

- опыт другого человека, использование чужого глаза, сотрудничество со зрячим, -

Так сейчас же мы оказываемся на принципиально новой почве и слепой приобретает

Свой микроскоп и телескоп, которые безмерно расширяют его опыт и тесно вплета ют

Его в общую ткань мира.

Психологически задача воспитания слепого сводится теперь к тому, чтобы всю

Специальную символику и сигнализацию связать с другими анализаторами - кожными,

Слуховыми и т. д. Только этим и отличается тифлопедагогика от общей педагогики.

Часть условных с вязей передается на кожный или другой какой-либо анализатор.

Слепой читает, ощупывая пальцами выпуклые точки, - важно, что он читает, читает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: