Слепого, поскольку опыт его складывается иным образом (вспомним, как в старинной
И умной басне зрячий поводырь объясняет слепому, к акое молоко), слово для
слепого особенно часто "звук пустой". Преподнося все в разжеванном виде, мы
Приводим к тому, что сам слепой разучивается жевать. Получая в готовом виде
Всякое знание, он сам разучивается понимать его. Зрячий ребенок найдет, где
Развить свои исследовательские способности, слепого же мы обрекаем на то, что он
Вечно будет нуждаться в поводыре. Конечно, способы самодеятельного воспитания
Труднее изыскать для слепого, чем для зрячего, но они существуют и должны быть
открыты. Мы д олжны все время помнить, что слепота есть" постоянное, нормальное
Состояние для данного организма и не означает психологически ничего иного, как
Только некоторое изменение в общей линии социального приспособления. Это
Специальное обучение в сущности т ак легко, что не может создать очень
Серьезного уклона в сторону от общей линии. Все же оно уводит в сторону от общей
Дорога. Поэтому оно должно быть компенсировано удесятеренным выгибом в обратную
Сторону к жизни. Воспитание слепого должно ориентиров аться на зрячего. Вот
постоянный "норд" нашего педагогического компаса. До сих пор мы обычно поступали
Как раз наоборот: мы ориентировались на слепоту, забывая, что только зрячий
Может ввести слепого в жизнь и что если слепой поведет слепого, то не об а ли
Они упадут в яму?
4.
Проблема воспитания глухонемых составляет, по всей вероятности, самую
Увлекательную и трудную главу педагогики. Глухонемой физически более
Приспособлен к познанию мира и к активному участию в жизни, чем слепой. За
Исключением некоторых, обычно не очень значительных, расстройств в области того
Чувства, которое дает сведения об определенных изменениях положения тела в
Пространстве, в области равновесия (Н. А. Попов (6), 1920), глухонемой сохраняет
Почти все возможности физических реакций, как и норм альный человек. Что самое
Важное, глухонемой сохраняет глаз и благодаря этому возможность контроля за
Собственными движениями, которые у него могут быть выработаны с совершенно
Нормальной точностью. Как трудовой аппарат, как человеческая машина, тело
Глухонемого немногим разнится от тела нормального человека, и, следовательно,
Для глухого сохраняется вся полнота физических возможностей, телесного развития,
Приобретения навыков и трудовых умений. В этом смысле глухонемой не является