Исхода компенсации, т. е. от конечного формирования его личности в целом,
Зависит степень его дефективности и нормальности.
К. Бюрклен намечает два основных типа слепых: один стремится по возможности
Уменьшить и свести на нет пропасть, отделяющую слепого от зрячего; другой,
Напротив, подчеркивает различия и требует признания особой формы личности,
Отвечающей переживаниям с лепого. Штерн полагает, что эта противоположность тоже
Имеет психологическую природу; оба слепых, вероятно, принадлежат к двум
Различным типам (К. Burklen, 1924). Оба типа в нашем понимании означают два
Крайних исхода компенсации: удачу и неудачу этого основного процесса. Что сам по
Себе этот процесс, независимо от плохого исхода, не заключает в себе ничего
Исключительного, присущего только психологии слепого, мы уже говорили. Добавим
Только, что такую элементарную и основную для всех форм деятель ности и развития
Функцию, как упражнение, современная психотехника считает частным случаем
Компенсации. Поэтому одинаково ошибочно как относить слепого на основании
Наличия и господства этого процесса в его психике к особенному типу человека,
Так и за крывать глаза на те глубокие особенности, которые характеризуют этот
Общий процесс у слепых. В. Штейнберг справедливо оспаривает ходячий лозунг
слепых: "Мы не слепые, мы только не можем видеть" (К. Burklen, 1924, с. 8).
Все функции, все свойства перестраиваются в особенных условиях развития
Слепого: нельзя сводить все различие к одному пункту. Но вместе с тем личность в
Целом у слепого и зрячего может принадлежать к одному и тому же типу. Верно
Говорят, что слепой бо льше понимает мир зрячих, чем зрячие - мир слепого. Такое
Понимание было бы невозможно, если бы слепой в развитии не приближался к типу
Нормального человека. Возникают вопросы: чем же объясняется существование двух
Типов слепых? Не обусловлено ли это органическими или психологическими
Причинами? Не опровергает ли это выдвинутые выше положения, или, по крайней
Мере, не вносит ли в них существенных ограничений и поправок? У одних слепых,
как прекрасно описал Щербина, органически компенсируется дефект, "создается как
бы вторая природа" (1916, с. 10), и они находят в жизни при всех затруднениях,
Связанных со слепотой, и своеобразную прелесть, отказаться от которой они не
Согласились бы ни за какие личные блага. Это значит, что у слепых психическая
Надстройка так гармонически компенсировала малоценность, что стала основой их