Нормальными. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От

Исхода компенсации, т. е. от конечного формирования его личности в целом,

Зависит степень его дефективности и нормальности.

К. Бюрклен намечает два основных типа слепых: один стремится по возможности

Уменьшить и свести на нет пропасть, отделяющую слепого от зрячего; другой,

Напротив, подчеркивает различия и требует признания особой формы личности,

Отвечающей переживаниям с лепого. Штерн полагает, что эта противоположность тоже

Имеет психологическую природу; оба слепых, вероятно, принадлежат к двум

Различным типам (К. Burklen, 1924). Оба типа в нашем понимании означают два

Крайних исхода компенсации: удачу и неудачу этого основного процесса. Что сам по

Себе этот процесс, независимо от плохого исхода, не заключает в себе ничего

Исключительного, присущего только психологии слепого, мы уже говорили. Добавим

Только, что такую элементарную и основную для всех форм деятель ности и развития

Функцию, как упражнение, современная психотехника считает частным случаем

Компенсации. Поэтому одинаково ошибочно как относить слепого на основании

Наличия и господства этого процесса в его психике к особенному типу человека,

Так и за крывать глаза на те глубокие особенности, которые характеризуют этот

Общий процесс у слепых. В. Штейнберг справедливо оспаривает ходячий лозунг

слепых: "Мы не слепые, мы только не можем видеть" (К. Burklen, 1924, с. 8).

Все функции, все свойства перестраиваются в особенных условиях развития

Слепого: нельзя сводить все различие к одному пункту. Но вместе с тем личность в

Целом у слепого и зрячего может принадлежать к одному и тому же типу. Верно

Говорят, что слепой бо льше понимает мир зрячих, чем зрячие - мир слепого. Такое

Понимание было бы невозможно, если бы слепой в развитии не приближался к типу

Нормального человека. Возникают вопросы: чем же объясняется существование двух

Типов слепых? Не обусловлено ли это органическими или психологическими

Причинами? Не опровергает ли это выдвинутые выше положения, или, по крайней

Мере, не вносит ли в них существенных ограничений и поправок? У одних слепых,

как прекрасно описал Щербина, органически компенсируется дефект, "создается как

бы вторая природа" (1916, с. 10), и они находят в жизни при всех затруднениях,

Связанных со слепотой, и своеобразную прелесть, отказаться от которой они не

Согласились бы ни за какие личные блага. Это значит, что у слепых психическая

Надстройка так гармонически компенсировала малоценность, что стала основой их


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: