Единица находится в неизмеримо более благ оприятном положении: у него есть речь,
А с ней вместе и возможность социальной полноценности. Таким образом, лейтлиния
В психологии слепого человека направлена на преодоление дефекта через его
Социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, ч ерез речь. Слепоту
Побеждает слово.
6.
Теперь мы можем обратиться к основному вопросу, намеченному в эпиграфе:
Является ли слепой в глазах науки представителем особенной породы людей. Если
Нет, то каковы границы, размеры и значения всех особенностей его личности? В
Качестве кого слепой при нимает участие в общественной и культурной жизни? В
Главном мы ответили на этот вопрос всем сказанным выше. В сущности он дан уже в
Ограничивающем условии самого эпиграфа: если бы процессы компенсации не
Направлялись общением со зрячими и требованием приспособиться к социальной
Жизни, если бы слепой жил только среди слепых - только в этом случае из него мог
|
|
Бы выработаться особый тип человеческого существа.
Ни в конечной точке, к которой направлено развитие слепого ребенка, ни в
Самом механизме, приводящем в движение силы развития, нет принципиальной разницы
Между зрячим и слепым ребенком. Это важнейшее положение психологии и педагогики
Слепых. Всякий ре бенок наделен относительной органической неполноценностью в
Обществе взрослых, в котором он растет (A. Adler, 1927). Это позволяет нам
Рассматривать всякое детство как возраст неуверенности, малоценности и всякое
Развитие как направленное на преодолен ие этого состояния путем компенсации.
Итак, я конечная точка развития - завоевание социальной позиции, и весь процесс
Развития одинаковы у слепого и зрячего ребенка.
Психологи и физиологи одинаково признают диалектический характер
Психологических актов и рефлексов. Это есть общий тип высшей нервной и
Психической деятельности. Необходимость побороть, преодолеть препятствие
Вызывает повышение энергии и силы. Вообраз им себе существо абсолютно
Приспособленное, не встречающее решительно ни в чем препятствий для жизненных
Отправлений. Такое существо по необходимости будет неспособно к развитию,
Повышению своих функций и движению вперед, ибо что будет толкать его на такое
Продвижение? Поэтому именно в неприспособленности детства, лежит источник
Огромных возможностей развития. Эти явления принадлежат к числу столь
Элементарных, общих всем формам поведения от низших и До высших, что их никак