Большие возможности развития, чем слепой; но слепой как личность, как социальная

Единица находится в неизмеримо более благ оприятном положении: у него есть речь,

А с ней вместе и возможность социальной полноценности. Таким образом, лейтлиния

В психологии слепого человека направлена на преодоление дефекта через его

Социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, ч ерез речь. Слепоту

Побеждает слово.

6.

Теперь мы можем обратиться к основному вопросу, намеченному в эпиграфе:

Является ли слепой в глазах науки представителем особенной породы людей. Если

Нет, то каковы границы, размеры и значения всех особенностей его личности? В

Качестве кого слепой при нимает участие в общественной и культурной жизни? В

Главном мы ответили на этот вопрос всем сказанным выше. В сущности он дан уже в

Ограничивающем условии самого эпиграфа: если бы процессы компенсации не

Направлялись общением со зрячими и требованием приспособиться к социальной

Жизни, если бы слепой жил только среди слепых - только в этом случае из него мог

Бы выработаться особый тип человеческого существа.

Ни в конечной точке, к которой направлено развитие слепого ребенка, ни в

Самом механизме, приводящем в движение силы развития, нет принципиальной разницы

Между зрячим и слепым ребенком. Это важнейшее положение психологии и педагогики

Слепых. Всякий ре бенок наделен относительной органической неполноценностью в

Обществе взрослых, в котором он растет (A. Adler, 1927). Это позволяет нам

Рассматривать всякое детство как возраст неуверенности, малоценности и всякое

Развитие как направленное на преодолен ие этого состояния путем компенсации.

Итак, я конечная точка развития - завоевание социальной позиции, и весь процесс

Развития одинаковы у слепого и зрячего ребенка.

Психологи и физиологи одинаково признают диалектический характер

Психологических актов и рефлексов. Это есть общий тип высшей нервной и

Психической деятельности. Необходимость побороть, преодолеть препятствие

Вызывает повышение энергии и силы. Вообраз им себе существо абсолютно

Приспособленное, не встречающее решительно ни в чем препятствий для жизненных

Отправлений. Такое существо по необходимости будет неспособно к развитию,

Повышению своих функций и движению вперед, ибо что будет толкать его на такое

Продвижение? Поэтому именно в неприспособленности детства, лежит источник

Огромных возможностей развития. Эти явления принадлежат к числу столь

Элементарных, общих всем формам поведения от низших и До высших, что их никак


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: